В первом обзоре мы рассматривали представленные Лукой портреты Иоанна Крестителя и Иисуса, как исполнение истории Израиля и Божьих обетований данных в Ветхозаветных писаниях.
Затем мы наблюдали, как Иисус начинал свою миссию и нёс благую весть о Царстве Божьем бедным и нищим людям, низкого социального статуса и изгоям общества.
Иисус учил о том, что Его Царство как бы перевернуто вверх дном, и все общепринятые социальные ценности подвергаются радикальному изменению.
В данном разделе события достигают кульминационной точки, когда Лука показывает каким образом Иисус является новым Моисеем, который совершит новый Исход посредством своей смерти в Иерусалиме.
Приглашение Иисуса в ученики
Мы подходим к обширной центральной части книги, в которой Иисус ведёт свой новообразованный народ Израиля по пути в Иерусалим. Эта часть состоит главным образом из учений Иисуса, которые Он доносит в виде притч рассказываемых дорогой, когда Он сталкивается с различными людьми, чаще всего с растущей группы Его учеников.
Таким образом, Лука изображает следование за Иисусом как путешествие. Это то, что мы делаем учась в процессе прохождения жизненного пути.
Итак, прежде всего Иисус приглашает учеников стать частью Его миссии, и для этого Он посылает их впереди себя: для того, чтобы они могли провозгласить приближение Царства Божьего. Поэтому быть Его учеником означает с самого начала быть участником царственной миссии Иисуса. Сделать эту миссию своей.
Когда ученики Иисуса возвращаются, Он начинает учить их как они должны молиться и доверять Богу в том, что Он позаботится об их нуждах. Именно в этих главах Евангелия от Луки, Иисус говорит подробнее чем где-либо ещё о таких вещах, как:
- деньги;
- имущество;
- щедрость.
Если следование за Ним подобно путешествию по дороге, тогда в Его учениках должен выработаться минималистский менталитет, который даст им чувство свободы от богатства, что в свою очередь, позволит им быть радикально щедрыми.
Другая ключевая тема этих глав — постоянное служение Иисуса бедным.
Путешествуя, Он повсюду продолжает формировать новый Израиль. При этом Он постоянно встречается с различными больными или слепыми людьми. С самарянами (давними врагами евреев) и хорошо нам известным Закхеем, евреем вызвавшимся собирать налоги для Рима.
Все эти социальные изгои после встречи с Иисусом преображаются и присоединяются к общине царства. Это сообщество людей Иисус описывает как тех, кто участвует в огромном пире. Он пришёл для того, чтобы найти и спасти погибших, поэтому от души радуется, когда люди открывают для себя милость Божью. Но не все на этом пире довольны.
Лука включает в повествование многочисленные истории о том, как Иисус разделяет пищу с начальниками Израиля.
Все эти случаи сопровождаются напряженными разговорами, потому что Иисус сталкивается с их гордостью и лицемерием.
Эти противоположные по духу пиры, интересно примечены в притчи Иисуса о блудном сыне.
Притча о блудном сыне
У отца было два сына. Один из них был безрассудный, который ушёл из дома и растратил своё наследство. Но впоследствии раскаялся и вернулся к отцу. Отец прощает его, и, чтобы отпраздновать возвращение сына, который был потерян, но потом нашелся, устраивает грандиозный пир.
Но старший брат, который никогда отца не покидал, рассердился и возмутился щедростью отца по отношению к его недостойному сыну.
В этой известной притчи Иисус объясняет вождям Израиля концепцию Его миссии в контексте царства.
Все Его пиры свидетельствуют о Божьем радостном принятии в свою семью любого человека с единственным условием — он должен смириться и покаяться. В этом и показана трагедия лидеров израильского народа отвергнувших Иисуса и общину Его столь странного царства.
Это противление Иисусу постоянно растёт.
Приход Иисуса в Иерусалим
Наконец, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Приблизившись к городу, Он зарыдал. Ученики превозносят Иисуса как Царя-Мессию, но израильские начальники отвергают Его. Он знает, что отвержение Его царства мира приведёт Израиль на путь протеста и восстания против Римской империи. И город падёт.
Это разрушение Иерусалима Иисус символически воссоздаёт, когда входит в храм и изгоняет продавцов животных.
В результате чего в храме приостанавливается ход жертвоприношений. Он говорит, что место поклонение стало разбойничьим притоном и однажды будет разрушено.
Конечно же, этот поступок вызывает серию споров Иисуса с израильскими начальниками. В результате чего Он предрекает, что наступит день, когда римские полки окружат город и разрушат его вместе с храмом. Всё это произойдет в течение текущего поколения.
Сказав это, Иисус удаляется вместе с учениками вкусить праздничный пасхальный ужин — ежегодную трапезу, символически изображающую освобождение Израиля из египетского рабства, благодаря смерти агнца.
Во время ужина, Иисус придаёт хлебу и вину новое символическое значение, суть которого сводится к событию нового исхода. Его ломимое тело и пролитая кровь принесут освобождения для нового Израиля, сформированного Иисусом. После ужина Иисуса берут под стражу.
Суд на Иисусом
Сначала Его дело рассматривают иудейские начальники, а потом Он предстает перед судом, где Его обвиняют в том, что Он заявляет о себе, как о царе. Лука подчеркивает невиновность Иисуса.
Римский префект Пилат трижды объявляет Иисуса невиновным перед тем, как наконец уступит толпе. Даже Ирод (правитель Галилеи) не нашёл ничего, в чём можно было Его обвинить. Однако, народным вождям удалось наконец склонить Пилата к тому, чтобы он отдал приказ распять Иисуса, что он и сделал.
Но даже в смертельной агонии Иисус явил любовь и милосердие Божье, которому Он так много учил. Он предлагает Божье прощение распинающим Его солдатам. Более того, когда один из распинаемых вместе с ним разбойников понимает кем на самом деле является Иисус, просит Его:
“Вспомни меня, когда придешь в Царство Твое”.
Предсмертные слова Иисуса дают надежду несчастному преступнику:
“Сегодня же будешь со мною в Раю”.
После этого последнего великодушного поступка, Иисус умирает. Его тело положили в гроб.
Воскрешение Иисуса
В первый день недели, некоторые из учеников Иисуса пришли ко гробу и нашли Его пустым. Вместо тела они увидели двух ангелов, объявивших им о том, что Иисус жив, и что Он воскрес из мертвых. У учеников голова пошла кругом и в этом самом месте книги, Лука рассказывает одну из самых замечательных историй.
Двое учеников Иисуса шли дорогой из Иерусалима в другой город Эммаус. Конечно же, они были убиты горем из-за смерти учителя. Неожиданно к ним присоединился сам Иисус, но они Его не узнали.
Он спросил их почему они печальны. Ученики начали объяснять в чём дело и сокрушались, что их надежды рухнули, потому что они думали, что Иисус станет тем, кто освободит Израиль. Но, к сожалению, Он мертв и все это было напрасно.
Позже, в тот момент, когда Иисус разломил хлеб точно так же, как во время пасхального ужина, эти два ученика узнали Его и вдруг Он стал невидим для них.
Лука приводит эту историю для того, чтобы сказать нечто очень важное о следовании за Иисусом. Когда ученики Иисуса навязывают Ему свои идеи и взгляды, Он остается для них невидимым и неузнанным.
И только тогда, когда мы отдаем себя для Царства Иисуса перевернутого вверх дном и выраженного через Его распятое в бескорыстной любви тела на кресте, только тогда мы можем увидеть и узнать настоящего Иисуса.
Конец книги
Заключительная сцена книги это ещё одна трапеза. Иисус является ученикам и разъясняет им из Писаний Ветхого Завета, как все произошедшие события вписываются в часть Божьего плана о том, что Мессия должен был стать царем Израиля через страдания и смерти за их грехи, и через победу над злом в своей жизни и воскресения.
Сейчас, как и предсказывал пророк Симеон еще во второй главе Евангелия от Луки, царство Иисуса выйдет за рамки Израиля. Божье прощение будет возвещено всем народам, а приглашение следовать за Иисусом обращено абсолютно ко всем.
Но пока Иисус повелевает ученикам оставаться в Иерусалиме и ждать, когда Дух Божий снизойдёт на них и они получат силы для выполнения их новой миссии.
Последующие события перенесут читателя в книгу Деяний, второй том большого литературного труда Луки. Мы ж на этом заканчиваем.
Это было Евангелия от Луки.