Евангелие от Иоанна. Часть 2

Новый Завет

Из первой части мы узнали, что Иоанн написал свою книгу для того, чтобы объявить, что Иисус является Мессией, Сыном Божьим, человеческим воплощением слова Божьего и Его славного присутствия. Что Он пришёл в мир для того, чтобы показать людям истинного Бога.

Затем мы увидели, как Иоанн, с учётом выше обозначенной цели, построил первую часть книги.

О чём первая часть?

Иисус совершал чудеса, и делал о себе весьма смелые утверждение, суть которых сводится к тому, что именно Он является той реальностью, на которую указывает вся история Израиля.

Конечно, эти утверждения Иисуса вызвали споры среди иудейских начальников, которые предъявили Ему серьёзное обвинение. События достигли кульминационной точки тогда, когда Иисус положил собственную жизнь ради жизни своего друга Лазаря.

Придя в пригород Иерусалима для того, чтобы воскресить его из мёртвых, Иисус сам себе подписал приговор. Иудеи приступили к реализации плана убийства Иисуса. В этот момент начинается вторая половина книги.

Сообщение от Иисуса ученикам

Первый раздел этой части полностью фокусируется на событиях последнего вечера, проведенного Иисусом со своими учениками, а также на последних словах наставления, которыми Он старался их подготовить к своей приближающейся смерти.

Во время ужина Иисус совершает немыслимый поступок. Он повёл себя так, как пристало обыкновенному слуге: опустился на колени перед каждым учеником и вымыл их грязные ноги.

В этой культуре никакой учитель не сделал бы это для своих учеников, чей статус ниже по значимости.

Тогда Иисус сказал, что в этом поступке символически высветилась вся цель Его жизни: открыть истинные свойства Бога, которые сводятся к абсолютно бескорыстной любви. Его поступок символ того, что Иисус собирается совершить.

Он станет слугой и отдаст свою жизнь за грехи мира. Его действия предваряют великую заповедь ученикам о том, что они должны следовать за Ним, возлюбив друг друга так, как Он возлюбил их.

Дела любвеобильной щедрости должны стать отличительным признаком всех Его учеников. Тем самым они покажут миру кто такой Иисус, и, следовательно, кто такой Бог. Затем Иисус произносит длинную поучительную речь, которая завершается молитвой.

Обратите внимание, что вся эта речь объединяется воедино несколькими повторяющимися темами. Иисус повторяет несколько раз мысль о том, что Он должен будет их покинуть.

Естественно ученики горюют об этом. Однако, Иисус говорит что для них это будет лучше, потому что Он пошлёт им Духа Святого, который будет их утешителем. Будучи человеком, Иисус мог быть в данный момент времени только в одном месте. Через духа же Его присутствие может появляться везде и повсюду одновременно.

Иисус говорит, что дух может делать множество вещей. Вспомните что говорил Иоанн ранее.

Уникальное свойство единого Бога состоит в наполненных любовью отношениях между Отцом и Сыном. Иисус утверждает, что дух это то преисполненное любви личное Божье присутствие, которое будет обитать среди верующих в Него и делать их причастными к отношениям любви между Отцом и Сыном.

Поэтому Его ученики будут пребывать в этой Божественной любви также, как ветви соединены с виноградной лозой.

Иисус здесь описывает, как личная любовь Бога пронизывает всю жизнь человека. Исцеляет его, преобразовывает и делает его новым человеком. Дух также даст последователям Иисуса необходимые силы продолжать Его миссию в мире, и прежде всего выполнять Его самую великую заповедь: любить друг друга так, чтобы эта любовь проявлялась бы в радикальных актах служения.

Кроме того, их миссия также состоит в том, чтобы быть свидетелями истины, обличать и указывать на эгоистические греховные поступки людей, в их отношениях между собой. А также провозглашать им ту весть, что по причине своей великой любви к людям Бог спас мир через Иисуса. Он открыл им путь к тому, чтобы снова стать человеком.

Наконец Он предрекает ученикам гонения. Так же, как иудеи гнали Его, так будут гнать и Его последователей. Однако, Он призывает их не бояться, поскольку Он уже одержал победу над миром.

Что Он в данном случае подразумевает под словом “победа”?

По этому поводу Он ничего не говорит, но перейдя к следующему последнему разделу книги, мы видим как Иоанн показывает нам, что значит победа согласно Иисусу.

“Я есмь”

Иудейские начальники послали к Иисусу и Его ученикам солдат, которые должны были взять Его под стражу.

Когда солдаты спросили:

Кто здесь Иисус?”.

Он ответил:

Я есмь”.

Они отступают назад и падают на землю. Здесь Иоанн очень тонко подмечает нечто поистине замечательное.

В словах “Я есмь” — кульминация двух секций, состоящих из 7 эпизодов, в которых Иисус употребляет это выражение, при этом каждый раз подчеркивалось то, или иное ключевое утверждение Иоанна об Иисусе.

Эти слова есть не что иное, как греческий перевод еврейского личного заветного имени Бога, которое Он открыл Моисею в третьей главе книги Исход. Это же имя многократно повторяется в книге Исайи.

Кроме того, Иоанн стратегически выверено включил в своё повествование семь моментов, где Иисус повторяет “Я есмь” и затем добавляет важное утверждение о себе:

  1. Я есмь хлеб жизни” 6:35.
  2. Я есмь свет миру” 8:12.
  3. Я есмь дверь овцам” 10:7.
  4. Я есмь добрый пастырь” 10:11.
  5. Я есмь воскресение” 11:25.
  6. путь, истина и жизнь” 14:6.
  7. истинное вино” 15:1.

Иоанн также включил в книгу семь других эпизодов, в ключевых моментах которых Иисус говоря “Я есмь” повторяет это присущее одному Богу имя.

Таким образом, сейчас когда Иисуса берут под стражу, по иронии судьбы все эти “Я есмь” достигают своей кульминации, потому что Иисус открывает своё Божественное имя, силу и победу именно в тот момент, когда отдает свою жизнь.

Суд над Иисусом

Далее над ним вершат суд за все эти Его величественные утверждения, которые Он сделал о себе, как о Сыне Божьем и царе Израиля.

Сначала Он предстает перед судом первосвященника, а затем перед римским прокуратором Пилатом, которому по долгу службы положено тщательно расследовать случаи, когда обвиняемому инкриминируют царские притязания на трон Израиля.

Иисус говорит Пилату, что Его царство не от мира сего, имея в виду то, что Он и есть царь и Его царство предназначено для этого мира. Однако, оно радикально отличается от него своей ценностной системой.

В нём пересмотрены такие понятия, как сила и величие. Все ценности Его царства взяты не от мира сего. Они определены Божьей личностью, которая была открыта Иисусом через Его царство, перевёрнутая вверх дном и нашедшее своё олицетворение в кресте Христовым.

Это место, где истинный царь мира побеждает грех и зло, позволив им победить Его. Иисус одерживает победу над миром в акте жертвенной и бескорыстной любви. Потом тело Иисуса кладут в гробницу, которую сразу запечатывают.

Воскрешение Иисуса

В первый день недели, Мария (а позже и другие ученики) обнаруживает странную вещь:

  1. Гробница открыта.
  2. Она пуста.

И вдруг Мария встречает Иисуса, воскресшего из мертвых.

Здесь следует упомянуть, что воскресение Иисуса связано с ещё одной с совокупностью из семи чудес, которые Иоанн описал в своём Евангелии.

Ещё описывая начало служения Иисуса на браке в Кане, где Он превратил воду в вино, Иоанн указал, что это было первое совершенное Иисусом чудо. Он также написал, что Иисус совершил второе чудо исцеление больного мальчика, которое описывается в четвертой главе.

Но потом Иоанн просто предоставляет самому читателю загибать пальцы, считая чудеса. Если вы так и сделали, то должны были досчитать до шести. Шестым чудом было восстание Лазаря из гроба, что стоило Иисусу собственной жизни.

Все эти чудеса указывали на седьмое и самое величайшее чудо, которое и есть кульминацией всей книги — воскрешение из мёртвых самого Иисуса.

Оно подтверждает утверждение Иисуса о том, что Он Сын Божий источник жизни, чья любовь победила саму смерть.

Восстав из гроба, Иисус встречается со всеми учениками. Факт того, что Он как и обещал оставляет им Духа Святого, говорит о том, что Он оставил им определенные полномочия, поскольку отныне миссию, которая была Ему поручена отцом, Он будет выполнять через них.

Чем закончилось?

Книга заканчивается эпилогом, в котором обсуждается суть долгосрочной миссии, которую должны выполнять ученики Иисуса в мире.

Некоторые ученики идут ловить рыбу, но рыба не ловится. Иисус является им на берегу, но они Его не узнают. Тогда Он повелевает им закинуть сеть по другую сторону лодки. Они слушаются Его и ловят огромное количество рыбы, и только теперь узнают Иисуса.

Здесь Иоанн рисует картину ученичества. Последователи Иисуса будут наиболее эффективны в мире не тогда, когда будут зациклены на том, что должны делать.

А тогда, когда будут просто слушать голос Иисуса и делать то, что Он говорит. Именно тогда они по-настоящему увидят, как Он действует в их жизни.

После этого Иисус разговаривает с Петром и поручает Ему особую роль: быть лидером в распространении христианства. Кроме того, Он упомянул, что однажды Пётр тоже пожертвует своей жизнью.

Однако, последние эпизоды книги фокусируются не на Петре, не на авторе настоящего Евангелия, а именно на ученике, которого Иисус любил. В отличие от Петра, его задачей будет не возглавлять распространение христианства, а скорее посвятить всю свою долгую жизнь свидетельству об Иисусе с тем, чтобы другие люди могли поверить в Него.

В сущности написав эту замечательную историю об Иисусе-Мессии и Сыне Божьем, он выполнил поставленную перед ним цель.

Это было Евангелие от Иоанна.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт