Евангелие от Иоанна. Часть 1

Новый Завет

Одно из самых ранних повествований о жизни Иисуса. В конце книги мы узнаем, что её автором выступает один из самых близких последователей Иисуса, о котором сказано, что это тот ученик, которого Иисус любил.

В самом повествовании о нём упоминается много раз. Ведутся определенные споры о том, был ли это Иоанн (сын Заведея), один из двенадцати апостолов или речь идёт о другом Иоанне, жившим в Иерусалиме и известном в более поздней церкви, как Иоанн-Пресвитер.

Какой бы это не был Иоанн, книга представляет собой личное свидетельство об Иисусе. Она великолепно составлена и написана, с четкой целью, изложенной ближе к концу повествования.

Иоанн говорит:

сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его”.

И он верит, что Иисус, о котором вы читаете в этой книге, вполне реален и жив. Более того, Он может полностью и навсегда изменить вашу жизнь.

Как построена книга

Книга построена просто блестяще.

Первая половина открывается вводной поэмой и коротким рассказом, за которыми следует обширное собрание историй об Иисусе, творящим различные чудеса и знамения, что поднимает волну споров о Нём.

События достигают кульминации, когда Иисус совершает самое великое чудо — воскрешения Лазаря, что вызывает самые жаркие споры. Израильские начальники решают убить Иисуса.

С этого начинается вторая часть книги, главы которой посвящены событиям последней ночи Иисуса и Его заключительным наставлением для учеников. После этого следует арест Иисуса, суд над Ним, Его смерть и воскресение.

Заканчивается Евангелие от Иоанна эпилогом.

В данной записи мы сосредоточимся на первой части книги.

Божья Скиния

Итак, книга начинается с двух частного введения.

Сначала идет поэма, начинающиеся так:

В начале было слово”.

И это начало сразу отсылает нас к первой главе книги Бытия, когда Бог творил мир своим словом. Слова, которые произносит человек, отличны от него самого. Но, тем ни менее, являют собой воплощение разума и воли данного человека.

Иоанн пишет, что слово Божье было у Бога, что выражает некое различие между ними. И, тем не менее, слово было “Бог”, то есть оно божественно. Размышляя над этим утверждением, мы обнаруживаем ниже по тексту, что это божественное слово вочеловечилось в Иисусе.

Далее Иоанн использует историю исхода для утверждения того, что Иисус был Божьей Скинией, обитавшей среди нас. Славное Божественное присутствие, которое осеняло собой Ковчег Завета воплотилось в Иисусе, что подводит нас к заключительному утверждению Иоанна:

Единый истинный Бог Израиля, заключает в себе Бога-Отца и Сына, ставшего человеком для того, чтобы явить нам Отца”.

Анализируя эти ошеломляющие заявления, мы продолжаем чтение и знакомимся с историей того, как Иоанн Креститель впервые встретился с Иисусом. А потом привёл к нему других людей, и помог им стать Его учениками.

Один за другим, люди знакомящиеся с Иисусом озвучивают своё заключение о том, кем по их мнению является Иисус.

Иисус и семь титулов

В этой одной главе, Иисус был назван семью титулами, что настраивает нас на то, что Иоанн любил цифру 7, которую он активно использовал в процессе построения книги. Но сейчас эти семь титулов дают основания для ещё одного заявления.

Будучи человеком, Иисус из Назарета является мессианским царем, учителем Израиля и Сыном Божьим, который умрёт за грехи мира.

Следует сказать, что это весьма смелое заявление.

Поэтому для его подтверждения, в главах со 2 по 12, Иоанн приводит различные истории, схема которых практически одинакова: Иисус совершает чудо или делает какое-либо заявление о себе, и сталкивается с непониманием или возмущением.

Поэтому в конце каждой истории люди вынуждены сделать выбор и определится с тем, за кого они все-таки почитают Иисуса.

В первом разделе, Иисус имеет дело с каждым из четырех классических иудейских институтов. И в каждом случае показывает, что Он именно та высшая реальность, на которую указывает каждый из этих установлений.

Итак, Иисус пришел на свадьбу, где как раз закончилось вино. Он превращает воду в огромных сосудах (каждый из которых вмещает примерно 450 литров) в самое изысканное вино. Настолько изысканное, что распорядитель на свадьбе сказал жениху, что тот приберег на конец пира самое лучшее вино.

Так оно конечно и было. Но то, что совершил Иисус, Иоанн назвал Его первым чудесным знаком. Другими словами, это некий символический акт, который открывает определенную истину об Иисусе.

И так, как согласно пророчеству Исаии, мессианское царство можно уподобить огромному пиру со множеством хорошего вина. Первое чудесное знамение Иисуса свидетельствует о щедрости Его Царства.

Поход в Иерусалимский храм

Далее, Иисус идёт в Иерусалимский Храм — место соединения неба и земли. Место, которое Бог определил для встречи со своим народом. Иисус утверждает свою власть над храмом, изгнав отсюда всех меновщиков денег и остановив вход храмовых жертвоприношений.

Когда священники начали угрожать Ему, Он сказал, что они могут разрушить храм, но Он восстановит его в три дня.

н утверждает, что Его грядущая жертвенная смерть станет той точкой, где истинно соединяться небо и земля. Его тело, которое будет убито, станет реальностью, на которую указывает здание храма.

Затем у Иисуса состоялся ночной разговор с раввином по имени Никодим, который считал Иисуса своим коллегой, ещё одним раввином и учителем Израиля. Но Иисус заявляет, что Израилю нужен не просто очередной учитель, который будет учить чему-то новому. Израилю нужно новое сердце и новая жизнь.

Как Он выразился:

истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”.

Иисус знает, что люди погрязли в тени эгоизма и обрекающим на смерть грехам, но Он знает также и то, что Бог любит этот мир. Для того Он и пришел в мир, чтобы предложить людям родиться заново и дать им шанс новой жизни.

Отсюда Иисус отправляется на север и оказывается у священного колодца, где заводит разговор с самарянкой, то есть представительницей не еврейского народа.

Разговор заходит о воде. Иисус поворачивает его в метафорическое измерение и говорит уже о себе. Он говорит, что пришёл для того, чтобы принести живую воду, которая станет источником вечной жизни.

Иоанн имеет в виду, что вечная жизнь подразумевает новое качество жизни. Жизни наполненной Божье вечной любовью. Это та жизнь, которая начинается сейчас и простирается в будущее.

Работа в субботу

После этого случая, Иоанн приводит следующую серию историй случившихся в дни празднования четырех священных дней или праздников.

И снова Иисус прибегает к образам, связанным с этими праздниками для того, чтобы сделать заявление о себе.

Для начала Иисус исцеляет парализованного больного в субботу, что порождает спор с иудейскими начальниками, которые усмотрели в поступке Иисуса совершенный в день покоя труд.

Иисус говорит, что Его Отец работает в субботу, а поэтому и Он работает в субботу. Они уловили суть Его слов и поняли, что называя Бога своим Отцом, Он делает себя равным Богу, поэтому они решают Его убить.

Пасха

Следующая история происходит во время Пасхи — праздника, который воссоздает историю исхода с помощью символического ужина, во время которого едят приготовленного ягнёнка, хлеб и вино.

Во время празднования, Иисус чудесным образом добывает еду для 5 тысячной толпы, и, конечно же, люди просят Его давать им хлеба ещё. Иисус же говорит, что только Он истинный хлеб. Если они будут есть Его, то обретут вечную жизнь. Это утверждение оскорбило многих людей, и они перестали следовать за Ним.

Праздник Кущей

После этого следует серия историй, которые случились в Иерусалиме во время праздника Кущей, когда люди вспоминали странствия Израиля в пустыне, где Бог вел их в столпе облачном и огненном, и добывал для них воду в пустыне.

Иисус входит во двор храма и громко провозглашает:

кто жаждет, иди ко Мне и пей”.

Позже Он говорит:

Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”.

Он утверждает, что Он и есть Божье озаряющие присутствие и спасающий дар для своего народа. Одни верят Ему и следуют за Ним. Другие оскорбляются, а третьи пытаются Его убить за эти величественные утверждения.

Ханука

Последняя история произошедшая в праздник, случилась во время Хануки, что означает “переосвещения”. Праздник посвящен тому, что когда-то сделал Иуда Маккавей. Он очистил храм от идолов и ещё раз его осветил.

Иисус входит на территорию храма и заявляет, что Он тот, кого Бог отделил как святого. Что Он является истинным храмом, в котором пребывает присутствие Божье.

Он говорит:

Я и Отец – одно”.

Это приводит иудейских начальников в бешенство. Они строят планы убить Иисуса, поэтому Он удаляется из города.

Все эти конфликты идут по нарастающей, достигая высшей точке, когда Иисус совершает последнее чудесное знамение.

Спасение Лазаря

Иисус услышал, что Его близкий друг Лазарь болен, но он с семьей живет очень близко к Иерусалиму, приближение к которому означает для Иисуса попадания в смертельную ловушку.

Иисус мог бы держаться на расстоянии от опасности и, таким образом, спасти свою жизнь, но Он любит Лазаря. Как только Он услышал, что Лазарь умер, Он отправляется в путь, чтобы воскресить его из мертвых.

Иисус вызывает Лазаря к жизни из гроба зная, что это будет стоить Ему собственной жизни. И, конечно же, новость об этом великом чуде быстро разнеслась повсюду.

Как Иисус и ожидал, иерусалимские начальники услышав её стали замышлять как Его убить. Иисус въезжает в Иерусалим как израильский царь, отвергнутый его вождями.

Таким образом, первая часть Евангелия от Иоанна приходит к завершению.

Вместе с историей о том, как Иисус пожертвовал своей жизнью, оказав любовь к своему другу. Что, в том числе становится знаком, указывающим на крест, о чём мы поговорим в следующем посте.

На этом первая часть Евангелия от Иоанна заканчивается

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт