Деяния. Часть 1

Новый Завет

Книга Деяний представляет собой второй том объединенного двухтомного труда, который мы обычно называем Евангелие от Луки и книга Деяний. Эти книги были написаны одним и тем же автором Лукой — сподвижником Павла странствующим вместе с ним.

Это становится ясно, когда уже во введении Лука пишет:

Первую книгу Евангелие я написал обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала”.

В этом утверждении содержится намёк на то, о чём пойдет речь в книге Деяний.

О чём книга?

Первый том был посвящен тому, что Иисус самого начала делал и чему учил. Во втором томе речь пойдёт о том, что Иисус продолжил делать и учить, и это подводит нас к интересной мысли, касающийся традиционного, но не изначального названия: деяние апостолов.

На страницах книги фигурируют имена различных апостолов, но только один действующий персонаж от начала до конца выступает общим знаменателем всей книги — сам Иисус.

Действующий непосредственно сам или опосредованно через Духа Святого. Поэтому если быть точным, то книгу стоило бы назвать “деяние Иисуса и Святого Духа”.

Введение

Во введении излагается, как воскресший Иисус провел в окружении учеников ещё 40 дней, уча их истинам Царства Божьего, что переносит нас назад в Евангелие от Луки, где Иисус утверждал, что Он начиная с Израиля восстанавливает Царство Божье над миром.

Поэтому Он призывал Израиль жить под владычеством Бога, следуя за Ним.

Он воссел на трон как царь, когда пожертвовал своей жизнью и попрал своей любовью саму смерть.

Учения Иисуса

Книга Деяний начинается с того, что воскресший царь Иисус учит своих учеников принципам жизни в своем царстве.

Он обещал, что Дух Святой вскоре придет и наполнит их своим личным присутствием. Это обетование является исполнением одного из ключевых чаяний Ветхозаветных пророков о том, что в мессианском царстве Божье присутствие (то есть Его Дух) придёт и будет обитать среди народа Божьего в новом храме.

Это присутствие преобразит сердца людей. Иисус говорит, что когда это произойдет, Дух даст ученикам силы быть Его свидетелями в Иерусалиме, Иудеи, Самарии и до края земли. Сказав это, Иисус вознесся и скрылся из их поля зрения в облаке.

Эта картина уже однажды было описана в 7 главе книги Даниила. Она показывает, как Иисус взошёл на престол как Сын Человеческий, который после своих крестных страданий восстановил свое царское достоинство, и сейчас вместе с Отцом управляет миром.

Но Он пообещал однажды вернуться.

Итак, главные темы и замысел книги Деяний вытекают прямо из этой вводной главы. Это история о том, как Иисус ведёт свой народ Духом Святым в мир, и приглашает все народы жить в Его царстве.

Начинается эта история с того, как весть об Иисусе распространилась в Иерусалиме. Затем она разошлась по соседним регионам Иудеи и Самарии, где жило много не евреев. Отсюда весть начала распространяться во все концы земли.

В этой части мы будем говорить о первой части книги.

Мессианское царство

Часть книги, которая описывает события в Иерусалиме начинается с того, что последователи Иисуса ожидают праздника Пятидесятницы, когда в город стекутся многочисленные иудейские паломники со всех концов тогдашнего древнего мира.

В это время Дух Святой сходит на учеников подобно сильному ветру, и нечто похожее на языки пламени появляются над головой каждого из учеников Христа. Они начинают провозглашать великие дела Божьи.

Причем они говорят на языках, которых до сих пор не знали, что не мешает собравшимся людям из самых разных народов хорошо понимать обращенную к ним речь.

Для того чтобы увидеть, что в данной истории хочет подчеркнуть Лука, важно проследить Ветхозаветные корни всех этих образов.

Во-первых, ветер и огонь это прямая отсылка к историям о славном Божьем огненном присутствии, наполняющим Скинию и храм. Они также имеют отношение к пророческим обетованиям о том, что Бог придёт и будет жить своим Духом в новом храме в мессианском царстве.

Здесь, в книге Деяний, мы видим как Божье огненное присутствие сходит для того, чтобы жить не в здании, а в Его людях. Лука говорит, что обещанный пророками новый храм — новозаветная семья Иисуса и преданные Ему люди.

Это подводит нас ко второй мысли, которую Лука хочет донести до читателя.

Исцеление от последователей Христа

В своё время пророки говорили, что когда Бог придёт для того, чтобы обитать в новом храме, Он вновь объединит под властью царя Мессии все колена Израилевы и благая весть о Божьем господстве распространиться и будет возвещена всем народам.

Лука очень подробно описывает межнациональный состав израильтян, приехавших на праздник Пятидесятницы из различных стран и откликнувшихся на проповедь Петра.

Апостолы постоянно призывают израильский народ признать Иисуса своим Мессией. Тысячи и тысячи людей принимают эту весть, формируя тем самым новые сообщества, преисполненные щедрости служения и торжества.

Однако, торжествуют не все.

С этого момента, Лука показывает, как новая семья Иисуса сразу же сталкивается с враждебным к себе отношением со стороны иерусалимских вождей. Лука очень красиво (симметрически продумано) рассказывает о двух храмах.

Сообщества последователей Христа, то есть новый храм, каждый день встречаются во дворе храма и по домам.

Между этими заметками, мы читаем две истории о Петре и других апостолах, исцеляющих больных людей во дворе храма.

После чего их берут под стражу служителя храма, перед которыми Пётр выступает и смело заявляет о том, что истинный израильский царь это Иисус.

Среди всех этих событий мы читаем историю о том, как последователи Иисуса жертвуют свое имущество в общий фонд помощи бедным. Сам по себе этот факт замечателен.

Но на первый взгляд может показаться, что он упомянут в тексте совершенно случайно, пока вы не поймете, что эта практика была изначально прописана в законах Торы и всегда должна была осуществляться в Иерусалимском храме самими служителями храма.

Поэтому здесь отчетливо прослеживается аргумент Луки.

Новый храм сообщества Иисуса сейчас выполняет цель, которую Бог всегда ставил перед иерусалимским храмом, а именно быть местом, где встречаются небо и земля, где люди соприкасаются с Божьей щедростью и Его исцеляющим присутствием.

Этот конфликт между двумя храмами, достигший своей кульминации в 6 и 7 главах книги, подводит нас к первой волне гонений.

Последователь Стефан

Последователи Иисуса продолжают умножаться, и им нужны уже новые лидеры.

Один из них — Стефан. За свое смелое свидетельство об Иисусе в Иерусалиме, его в конце концов берут под стражу и обвиняют в неприемлемых, и даже угрожающих высказываниях относительно храма.

В ответ Стефан произносит длинную речь свидетельствующую о том, как израильские вожди всегда отвергали посланников, которых Бог отправлял им, включая Иисуса и Его учеников.

Конечно, иерусалимские вожди приходят в ярость и убивают Стефана. Со смертью Стефана начинается волна гонений на последователей Иисуса, большинство которых вынуждено бежать из города. Но эти гонения производят парадоксальный эффект.

Лука показывает, как преследование верующих в Иисуса стали в сущности рычагом переместившим их из Иерусалима в Иудею и Самарию.

В этот раздел Лука поместил самые разнообразные истории, показывающие как преимущественно еврейская и иерусалимская община стала мульти этническим международным движением.

Явление христианства

Первая история — миссия Филиппа в Самарии.

Самария была территорией, где жили ненавистные враги Израиля. Но сейчас многие из самаритян последовали за Иисусом.

Далее мы знакомимся с историей обращения Савла из Тарса (впоследствии известного как Павел).

Когда-то он был заклятым врагом и гонителем последователей Христа. До тех пор, пока лично не встретился с воскресшим Иисусом. Теперь он стал Его страстным защитником.

Затем, мы читаем о видении Петра, из чего понимаем, что Бог не рассматривает не евреев ритуально нечистыми или недостойными стать частью семьи Иисуса.

А потом Петр по влечению духа оказывается в доме римского офицера, полным язычников. Они все откликаются на благую весть об Иисусе.

И Дух Святой нисходит на них в той же силе, что и на учеников из евреев, о чём мы читали во второй главе.

Все эти темы соединяются вместе при основании церкви в Антиохии — самом крупном и самом многонациональном городе в той части Римской империи.

Лука пишет, что иудейские старейшины из иерусалимской церкви отправились вместе с Павлом, чтобы утвердить эту общину, которая стала первой большой мульти этнической церковью в истории христианства.

Именно здесь последователи Иисуса впервые стали называться христианами, и именно отсюда вышли первые миссионеры, отправившиеся на миссию в другие страны.

Итак, мы видим как великое поручение Иисуса воплощается повсеместно. Продолжение этой истории следует во второй части повествования.

Это была первая часть книги Деяний.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт