Несмотря на то, что в Библии это послание обозначено как второе Послание к Коринфянам, в самом тексте присутствует множественные свидетельства указывающие на то, что настоящее письмо на самом деле является не вторым письмом Павла к древней коринфской церкви.
Цель Послания
Павел основал общину в Коринфе во время одного из своих миссионерских путешествий. Вы можете прочитать об этом в 18 главе книги Деяний.
После того как Павел покинул город, до него начали доходить слухи о том, что в Коринфе дела пошли вкривь и вкось. Поэтому он написал им письмо, известное нам как первое Послание к Коринфянам с тем, чтобы устранить возникшие проблемы.
Но похоже, что многие люди в церкви отвергли изложенные в письме наставления Павла и вообще восстали против его авторитета. Из текста мы узнаем, что Павел затем лично явился в церковь, и, как он сам указывает, этот визит был огорчительным.
После этого, он отправил им письмо, которое писал по его собственным словам “со скорбью и слезами”. После всех этих принятых мер, хоть и не все, но большинство коринфских верующих осознали свою надменность и извинились перед Павлом. Они хотели примириться.
В ответ Павел пишет это письмо, в котором уверяет их в своей любви и преданности.
Письмо состоит из трех частей, где каждая часть посвящена отдельной теме. Сначала Павел окончательно примиряется с коринфскими верующими. Затем, в главах 8-9, он говорит о щедрости забытой ими добродетели. И в заключительных главах, Павел обращается к тем коринфским верующим, которые до сих пор отвергают его.
Давайте погрузимся в текст и проследим ход мыслей Павла.
Странная просьба коринфян
Павел начинает письмо с благодарности Богу всякого милосердия и утешения, который даровал ему и коринфянам мир и поддержку, в период разделений и споров. Он признает, что его последний не радостный визит к ним вызвал некоторое огорчение. Он совершенно ясно дает им понять, что он их прощает и желает, чтобы между ними были открытые и честные взаимоотношения.
Однако, почему же они сначала отвергли Павла?
Ниже в тексте мы обнаруживаем, что коринфские верующие пренебрегали Павлом как лидером. Он был беден и зарабатывал на весьма скромную жизнь тяжелым трудом. Он постоянно находился в гонениях и страданиях. Часто у него не было крыши над головой. Наконец, как оратор он был не слишком красноречив.
Поэтому, как только верующие в Коринфе стали контактировать с другими лидерами побогаче и посолиднее, они начали думать о Павле пренебрежительно. В сущности они стали стыдиться его.
В ответ Павел показывает, что возвеличивание этих лидеров только ввиду их богатства и красноречия является ничем иным, как предательством Иисуса. Это свидетельствует о тотальном искажение системы ценностей.
“Суть истинного христианского лидерства не в статусе или саморекламе”.
Павел описывает себя и других апостолов как взятых в плен рабов царя Иисуса, который ведет их в своей триумфальной процессии. Работа Павла заключается не в том, чтобы производить впечатление на других, а в том, чтобы указывать людям на Иисуса, то есть на того, кто на самом деле велик.
Затем он намекает на последние требования коринфян: представить им рекомендательные письма, которые бы подтверждали его заслуги и полномочия. Павлу это кажется смешным. Их церкви попросту не было бы, если бы он её не основал.
Поэтому Павел говорит, что они и есть доказательства его истинного лидерства. Они и есть его рекомендательное письмо. Он к месту цитирует пророков Иеремию и Иезекииля говоря, что Дух Божий начертал рекомендательное письмо на самих их сердцах, как народа Нового Завета.
Коринфянам не нужны дополнительные доказательства.
Крестный образ жизни
Затем упоминается Новый Завет. Это упоминание подводит Павла к пространному сравнению Ветхого Завета между Богом и Израилем при посредничестве Моисея, и Нового Завета между Богом и коринфянами при посредничестве Иисуса и Святого Духа.
Ветхий Завет был заключен на горе Синай, и это был истинно славный завет, который покрыл лицо самого Моисея светом Славы Божьей. Но слава этого завета впоследствии оказалась приходящей. Не говоря уже о том, что законы того завета были неэффективными для истинного преобразования Израиля.
Однако, в сравнении с Ветхим Заветом, Новый Завет ещё более славен. Потому-то воскресший Иисус и есть Слава Божья. Он к тому же имеет вечную жизнь. Сейчас именно Его дух преображает сердца людей и делает их более верными и подобными самому Иисусу.
Всё это звучит удивительно, и теперь кто же не захочет быть частью Славы самого Бога. Но Павел идёт ещё дальше и показывает, как парадокс креста переворачивает вверх дном все представления коринфян о славе и успехе.
В конце концов, славное возвеличивание Иисуса как царя, явилось следствием Его страданий казни и смерти. На кресте Иисус открыл для людей Божье спасение. Он умер за грехи всего мира, чтобы примирить людей с Богом, но крест делает нечто ещё большее — он открывает свойства Бога как того, кто способен на жертвенную любовь в её самом высшем проявлении. Любовь, прежде всего ищущую благо других.
Крест также показывает новый крестный образ жизни, и цель Павла состоит в том, чтобы его жизнь и служение были подражаниям кресту. Поэтому несмотря на то, что его апостольская деятельность была отмечена смирением, страданиям и бедностью, его скромное положение нужно было для того, чтобы послужить коринфянам.
Поэтому когда они с осуждением отнеслись к бедности и страданиям Павла, они, тем самым, фактически осудили и самого Иисуса.
Образ жизни Павла и его лидерство в действительности доказывают то, что он на самом деле представляет распятого и воскресшего Иисуса. Павел очень хочет примириться с коринфянами, но он не отпустит ситуацию до тех пор, пока они не преобразятся и не усвоят этот парадокс креста, в корне изменяющего их мышление.
Сбор средств для нуждающихся
После этого ревностного объяснения, Павел касается темы забытой ими добродетели щедрости. Иудеи и христиане в Иерусалиме обнищали из-за голода. Павел собирал для них деньги среди верующих (в основном из язычников) в новых церквях, которые он основал.
Они все посылали помощь, как знак их единства в Иисусе-Мессии. Многие из основанных им церквей с радостью жертвовали своими средствами. Но коринфяне, в разгаре своего конфликта с Павлом, не скопили денег для пожертвования.
Для Павла же это был не просто вопрос денег. Он видел в этом ещё один признак того, что коринфяне не были преобразованы вестью Евангелия об Иисусе, которое, по своей сути, является историей великодушия и щедрости.
Павел говорит:
“Вы знаете о великодушной благодати нашего Господа Иисуса Христа. Что Он, будучи богат, ради вас стал нищим для того, чтобы благодаря Его нищете вы стали богатыми”.
Он доносит Евангельскую весть, прибегая к метафорам из области финансов.
“Иисус оставил свою часть славы и богатства. Он унизил Себя, чтобы умереть как нищий раб с тем, чтобы люди, обнищавшие в своих грехах и смерти, могли возвыситься и обогатиться богатством Божьей Благодати. Быть христианином означает сердцем и умом проникнуться этой истиной, и позволить ей преобразить вас и сделать более щедрым. И готовым делиться своей жизнью и возможностями для того, чтобы помогать другим людям”.
Причина бедности и “высшие апостолы”
В заключительной части послания, Павел заостряет внимание на главной причине своего конфликта с коринфянами. Речь идёт о группе представительных и важных руководителей, которых Павел саркастически называет “высшими апостолами”.
Они прибыли в Коринф продвигать собственный авторитет, и при этом отзывались о Павле пренебрежительно, как о бедном и неуспешном руководителе.
Рискуя выглядеть как человек, занимающийся саморекламой, Павел говорит:
“Эти ребята действительно хотят заняться сравнением достоинств? Без проблем. Они считают себя специалистами в знании Писания?”.
Так и Павел тоже специалист в Писании.
Начнём с того, что раньше он был фарисеем и все Писания знал наизусть.
Они хотят похвалиться исключительными знаниями об Иисусе? Так ведь Павел воочию видел воскресшего Иисуса и разговаривал с Ним. Он получил видение Иисуса, сидящего на небесном престоле.
Но самое важное, Павел отдал всю свою жизнь на дело Мессии Христа. Он пожертвовал своим комфортом и стабильностью, и он никогда не требовал с коринфян денег. В отличие от высших апостолов, которые бы содрали с них немалые деньги, Павел зарабатывал себе на хлеб честно.
Однако, Павел говорит, что отказывается похваляться этими достижениями, поскольку это не то, что по-настоящему важно для христианина. Вместо этого, он будет хвалиться своей несостоятельностью и слабостью, потому что именно в этих его несовершенствах ему открылось любовь и милость Иисуса.
С другой стороны, однажды Иисус сказал Павлу:
“Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”.
Павел завершает письмо отрезвляющим предупреждением. Коринфяне должны проверить себя, испытать причину своего пренебрежительного отношения к Павлу, и его образу жизни. С другой стороны, испытать причину своей любви к “высшим апостолам”, потому что эти симптомы свидетельствуют о том, что они так и не поняли самую суть того, кем является Иисус.
Они не живут так, как должны жить преображенные последователи Иисуса. Поэтому он ещё раз приглашает их смириться перед любовью Иисуса.
Конец Послания
Второе Послание к Коринфянам предоставляет нам уникальную возможность посмотреть на жизнь Павла, и понять парадокс явлений нам в кресте Иисуса.
Крест испытывает наши ценности, это как мы видим мир. Мы ценим успех, образование, богатство, а Бог ценит наше смирение и слабость. Ведь Его любовь и сила столь явными в страданиях смерти и воскресении Иисуса.
Крест также раскрывает преображающую силу и присутствие Духа Святого, что делает последователей Иисуса способными принять на себя Его крестный образ жизни и следовать Ему.
В этом суть второго Послания Павла к Коринфянам.