Предыстория
Первое послание Павла к коринфянам было обращено к церковной общине, с которой Павел был хорошо знаком. Коринф был крупным портовым городом древнего мира, со множеством храмов, посвященных греческим и римским богам. Город был крупным торговым центром.
Павел целенаправленно пришёл в Коринф, чтобы проповедовать там. Здесь он провёл полтора года, знакомясь с людьми и беседуя с ними об Иисусе. Множество людей стали последователями Иисуса и основали церковную общину. Обо всём этом можно прочитать в 18 главе книги Деяний.
Через некоторое время, Павел отправился дальше с целью организовать церкви в других городах. Но до него стало доходить информация, что дела в коринфской церкви идут не очень хорошо. Там возникло множество проблем и поэтому он написал это послание.
О чём послание?
Послание состоит из пяти основных разделов и заключительной части. В каждом из разделов послания, Павел обращается к одной из пяти основных проблем. Послание похоже на сборник коротких эссе на различные темы. Но основные идеи послания связывают их воедино.
Вот из чего состоит каждая глава: Павел описывает проблему, затем он дает ответ, ссылаясь на евангельскую историю. То есть, на благую весть об Иисусе Христе. Он показывает коринфянам, что на самом деле они не живут согласно тому, во что они верят.
Послание учит тому, что все сферы жизни верующих должны быть переосмыслены через призму Евангелия. Давайте посмотрим, как Павел это делает.
Главы 1-4
В главах с 1 по 4, раскрывается проблема раскола внутри церкви. После ухода Павла, в город пришли и другие учителя: человек по имени Аполлос, а затем Пётр. Члены этой общины выбрали себе учителей по вкусу. Вокруг них стали образовываться группы последователей.
Эти люди начали дурно и неуважительно отзываться о тех, кто следует за другими учителями или руководителями общины. Ответ Павла на это саркастичен и резок.
Он говорит:
“Вы должно быть шутите! Церковь это не место, где состязаются в популярности. Церковь эта община, объединяющая людей следующих за Иисусом. Лидеры и учителя в церкви — просто служители Иисуса. Вы можете предпочитать одного учителя другому, но не должны отдаляться друг от друга и, конечно, не отзываться плохо друг о друге. Во главе церкви находится Иисус и благая весть о том, кто Он такой и что Он сделал”.
Главы 5-7
В главах с 5 по 7, Павел рассуждает на тему сексуальной распущенности. Некоторые члены церкви ведут себя распущенно. Один спит со своей мачехой, а другие продолжают поклоняться греческим богам в местных храмах и спать с блудницами, которые при них работают.
Более того есть и такие, кто считает, что всё это не приносит никакого вреда. Они говорят:
“Вот, мы свободны во Христе, Божья благодать бесконечна, ведь так?”.
Павел же говорит, что думать так неверно. С помощью Евангелия, Павел показывает насколько глубоки их заблуждения.
Он говорит:
“Помните, что Иисус умер за ваши грехи, а значит отношения разрушены из-за вашей распущенности. Если вы христиане, то ваше целомудрие это один из способов отблагодарить Иисуса за любовь и благодать”.
Павел также напоминает, что как Иисус воскрес из мертвых телесно, так и наши тела воскреснут. Это значит, что если Иисус искупил наше тело тогда, то что мы с ним делаем имеет огромное значение. Мы не можем распоряжаться им как заблагорассудится.
По данному вопросу, Павел высказывается очень чётко:
“Для тех, кто следует за Иисусом, не существует никаких компромиссов в вопросах сексуального поведения”.
Главы 8-10
В главах с 8 по 10, идут рассуждения о пище, причем не только предпочтениях в еде. Коринфяне спорили о том, можно ли есть мясо животных принесенных в жертву в местных храмах греческих и римских богов.
У христиан иудейского и языческого происхождения были разные мнения по этому вопросу. Снова Павел обращается к Евангелию. Он говорит, что в первую очередь мы должны быть верны Господу нашему, Иисусу, а не иным богам.
“Если перед тобой мясо животного, принесенного в жертву другому богу, а вокруг есть люди, которые могут сказать: “О, посмотрите, христиане поклоняются Иисусу, но и другим богам они тоже могут поклоняться” — в таком случае не ешь это мясо. Вы преданны Иисусу и должны любить этих людей больше, чем себя самих. И не вводить их в заблуждение”.
Павел быстро находит пояснение и говорит:
“Слушайте! Как христиане, мы верим, что Бог создатель всего сущего, включая и это животное. Мы верим также, что идолы в храмах всего лишь куски дерева и камня. Поэтому если рядом нет никого, кто бы неправильно понял ваши действия, и вы испытываете голод — ешьте. Как свободные люди во Христе, вы вольны полагаться на свою совесть в подобного рода спорных вопросах”.
По какому принципу в одной ситуации есть позволительно, а в другой нет?
Основной принцип — любовь. Любящий человек отвергается себя и стремиться к благополучию других людей. Именно любовь, Божья любовь лежит в основе Евангелие.
Так поступил Иисус, когда умер за нас.
Павел говорит, что христиане должны поступать также по отношению к другим людям.
Главы 11-14
В главах с 11 по 14, Павел касается проблем еженедельных богослужебных собраний. Были люди, которые во время богослужения испытывали сильнейшие духовные переживания. Они начинали молиться на незнакомых языках.
Бывало так, что кто-то начинал учить или пророчествовать, но вдруг другой вставал и перебивал их, поскольку тоже хотел что-то сказать. В этом хаосе члены общины и, особенно, гости отвлекались от слов Евангелия, которые тонули в общем шуме.
В этих главах Павел помогает задуматься о цели церковных собраний, а также о том, какое поведение на них приемлемо. Он говорит, что во время таких собраний Дух Божий нисходит на всех присутствующих и для этого необходимо единение.
Он рассуждает о церкви, используя метафору тело человека. Тело одно, но состоит из многих разных частей. Каждая часть уникальна и играет важную роль. Он перечисляет множество деяний, через который Дух проявляет себя в разных людях для созидания церкви. В этом основная идея этих глав послания.
В заключении Павел говорит, что наивысшая ценность церковных собраний состоит в том, чтобы объединять людей вокруг Евангелия и любви Господа нашего. Ключевое слово в этих главах — “любовь”.
Любовь побуждает каждого, кто приходит на собрание церкви, заботиться о ближнем и заботиться о его благополучии. Так Павел отвечает на проблемы коринфян. Некоторые люди считают, что смысл собраний в том, чтобы получить глубокий духовный опыт или возможность высказаться.
Павел говорит:
“Послушайте! Я не прочь получить откровение в молитве. Но если это отвлекает или пугает других, мне следует остановиться, потому что в этот момент я люблю себя больше, чем этих людей. На церковных собраниях должен быть порядок, чтобы каждый мог постигать учение, петь, поклоняться Господу и слышать что Он говорит ему”.
Воскресение Иисуса
Последний вопрос, который обсуждает Павел это воскресение Иисуса и эсхатологические ожидания Его учеников.
Некоторые люди в церкви говорили, что сама идея воскресения абсурдна и не имеет отношения к христианству. Павел находит правильные слова для ответа.
Он говорит, что воскресение является неотъемлемой частью Евангелия. Мы верим в воскресение потому, что сотни глаз видели Иисуса воскресшим в физическом теле после того, как Его публично казнили римляне.
“Если Иисус не воскрес из мертвых, тогда Его смерть бессмысленна. Мы всё ещё в грехах и эгоизме. Мы должны просто перестать быть христианами”.
Павел подробно объясняет, как Иисус своим воскресением одержал победу над смертью и злом. Как она стала источником жизни и силы для нас сегодня, и дарит надежду на будущее для всего мира.
Именно воскресение объединяет нас вокруг Иисуса. По этой причине и мы должны избегать распутства в нашей сексуальной жизни. Это источник силы, позволяющий любить ближнего больше чем себя и, самое главное, это наша надежда на победу над смертью.
“Поскольку мы верим, что Иисус воскрес из мертвых, Евангелие не просто благочестивые советы или рецепт личной духовности. Это правда об Иисусе, которая открывает абсолютно новую реальность”.
Вот почему в первом Послании к Коринфянам сказано, что нужно рассматривать все сферы жизни через призму Евангелия.