Это блестящее богословское произведение, которое приглашает нас задуматься о том, как Бог участвует в повседневных радостях и трудностях нашей жизни.
В книге три главных героя:
- Вдова Ноеминь.
- Моавитянка Руфь.
- Вооз, израильский земледелец.
Их истории излагаются в четырех искусно написанных главах. Так что давайте посмотрим, как они развиваются.
Преданность Руфь
Первая глава начинается словами:
“В те дни, когда управляли судьи”.
Это сразу напоминает нам об очень тёмных и тяжелых днях из книги Судей. Здесь мы знакомимся с израильской семьей, живущей в Вифлееме, которая борется, чтобы не умереть с голоду. В поисках пищи, они отправляются в землю моавитян, старых врагов Израиля.
В той земле умирает отец семейства. Сыновья женяться на двух моавитянках, которых зовут Руфь и Орфа. Но вскоре умирают и сыновья. В живых остается только Ноеминь и две её невестки.
Как следствие, Ноеминь не видит причин чтобы дальше там находиться, и поэтому она сообщает своим невесткам о том, что возвращается домой. Ноеминь знает насколько тяжелой для незамужней вдовы из чужого народа будет жизнь в Израиле, и потому просит женщин не идти с ней.
Орфа с этим соглашается, а Руфь нет. Она проявляет поразительную верность Ноемини и говорит ей:
“Куда ты пойдешь, туда и я. Твой народ будет моим народом. А твой Бог будет моим Богом”.
И вот они вдвоем возвращаются в Израиль. В конце главы Ноеминь меняет имя на Мара, что на иврите означает “горькая”. Она оплакивает свою трагическую участь.
Доброта Вооза
Вторая глава начинается с того, что Ноеминь и Руфь обсуждают между собой откуда они возьмут еду. В это время начинается сбор урожая ячменя, так что Руфь отправляется на поиски еды и подбирает колосья на поле, принадлежащим человеку по имени Вооз, который, как оказалось, является родственником Ноемини.
Мы читаем, что Вооз был человеком благородным. Он замечает Руфь, и узнав историю её жизни проявляет к ней удивительную щедрость.
Он даёт особое распоряжение, чтобы чужестранка Руфь могла собирать колосья на его поле.
Поступая так, Вооз подчиняется прямому повелению Торы “оказывать щедрость родным и переселенцам”. Вооз настолько впечатлен верностью Руфи по отношению к Ноемини, что молится, чтобы Бог вознаградил её за такую смелость.
Руфь возвращается домой, и Ноеминь узнает что она повстречала Вооза и приходит от этого в восторг. Она говорит, что Вооз их родственник-искупитель.
Понятие “семейного искупителя” было культурным обычаем Израиля.
Когда глава семейства умирал, оставляя после себя жену детей или землю, ближайший родственник нёс ответственность за то, чтобы:
- жениться на вдове;
- позаботиться о земле;
- сохранить этот род.
И так, у Ноемини появляется надежда на то, что её семья ещё может иметь будущее.
Разговор Руфь и Вооза
Третья глава начинается с того, что Ноеминь и Руфь планируют обратить внимание Вооза на эту ситуацию, и поэтому Руфь должна перестать носить одежду скорбящей вдовы, чтобы показать своим видом, что она готова выйти замуж.
И вот, в ту ночь Руфь собирается поговорить с Воозом на его поле. Когда она приходит, Вооз просыпается. Он абсолютно шокирован, поэтому Руфь объясняет свои намерения.
Она спрашивает, сможет ли Вооз восстановить род Ноемини и жениться на ней.
Вооз опять поражается тем, насколько Руфь верна Ноемини и её семье. Он называет Руфь “женщиной добродетельной”. Это тот же термин, который описывает женщину из 31 главы книги Притчи.
В итоге Вооз предлагает Руфи подождать до утра, когда он официально заявит о своём решении перед городскими старейшинами.
Итак, глава заканчивается тем, что Руфь возвращается к Ноемини и они с изумлением рассуждают обо всём, что произошло.
Восстановление утраченного
Четвертая глава подводит нас к кульминации всей этой истории.
В последний момент, Вооз узнаёт, что есть ещё один родственник, который ближе Ноемини, чем он, а значит имеет законное право выкупить её наследие первым.
Однако, в последнюю секунду этот член семьи узнает, что для этого ему придется жениться на Руфи моавитянке, и отказывается. Но не забывайте, что Вооз знает истинный характер этой женщины, и поэтому он приобретает семейную собственность Ноемини и женится на Руфи.
Когда-то, свою верность семье Ноемини проявила Руфь, а теперь, точно так же, поступает и Вооз.
История заканчивается полным восстановлением утраченного в первой главе. Смерть мужа и сыновей восполнены тем, что Руфь снова выходит замуж и рождает сына, даруя Ноемине огромную радость.
Такая симметрия между началом и окончанием делает историю ещё более захватывающей.
Выводы книги и итоги
И так, как вы помните, в начале происходят трагедии, за которыми следует невероятное проявление верности со стороны Руфи. А теперь свою верность проявляет Вооз, и это приводит к окончательному восстановлению семейства.
Эти параллели только подчеркивают построение внутренних глав.
Каждая из них начинается с того, что Ноеминь и Руфь строят планы на будущее. За этим следуют судьбоносные встречи Руфи и Вооза. А потом каждая глава заканчивается тем, что Ноеминь и Руфь радуются случившемуся.
Эта история имеет прекрасную структуру, которая связана с ещё одной интересной особенностью книги. Тем, как мало в ней упоминается сам Бог.
Конечно, персонажи несколько раз говорят о Нем, но автор нигде не упоминает, что Бог непосредственно принимает участие в происходящих событиях. И в этом вся красота замысла. Так как Он невидимо руководит каждой сценой нашего сюжета, переплетая воедино все обстоятельства и решения героев.
Трагическая ситуация, которая произошла с Ноеминь, побуждает её думать о том, что Бог её наказывает. Но на самом деле, суть всей истории в том, что Бог хочет восстановить её и её семью. Он делает это через Руфь, через её смелость и верность, что приносит исцеление в жизни Ноемини.
Вместе с тем это происходит не без участия Вооза — делового земледельца, полного щедрости и верности. Поэтому Бог использует его благочестивый характер, в сочетании со смелостью Руфи, чтобы спасти Ноеминь и её семью.
В результате эта история ясно показывает нам, как Божьи цели и Его воля взаимодействует с решениями и воли человека.
Бог мастерски сплетает между собой верность и послушание его людей, чтобы осуществить свои искупительные цели в этом мире. И это подводит нас к завершению истории.
Книга Руфь заканчивается родословной, показывающий как сын Вооза и Руфи (Овид) стал дедом царя Давида, от которого потом произошел Мессия.
И вот, неожиданно, казалось бы, обыденные и ничем не примечательные события этой истории, вплетаются в великий Божий план по искуплению всего мира. Таким образом, книга Руфь побуждает нас задуматься о том, что Бог может действовать в самых простых и повседневных ситуациях, и в нашей жизни.
Именно этому и учит нас книга Руфь.