Заповеди Ветхого Завета

Библия

Однажды к Иисусу подошел богатый юноша и спросил:

«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Тот спрашивает: «какие?». Иисус отвечает: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:16–19).

Здесь Иисус цитирует шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую заповеди закона Моисеева. Десять заповедей были даны ветхозаветному праведнику Моисею Самим Богом. Что это за заповеди и сохраняют ли они свою значимость для христианской Церкви?

Первая заповедь

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Эта заповедь говорит о почитании единого Бога.

Христианство — монотеистическая религия. Христиане чтят единого Бога, однако исповедуют, что единый Бог существует в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Эти три Лица — не три Бога, но единый Бог, Тот Самый, Которого призывает чтить закон Моисеев.

Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».

Эта заповедь направлена против идолопоклонства.

Христианство предостерегает против поклонения идолам и кумирам, которые нередко подменяют в сознании людей истинного Бога. Почитание икон не является идолопоклонством, потому что на иконах изображаются Иисус Христос, Богородица и святые, и поклонение воздается не иконам как таковым, а тем, кто на них изображен.

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

Эта заповедь говорит о том, что имя Божие должно произноситься с благоговением. В молитве «Отче наш» мы обращаем к Богу слова: «Да святится Имя Твое».

Четвертая заповедь

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему».

Заповедь о соблюдении субботнего покоя в том виде, в каком она дана в Ветхом Завете, в христианской традиции фактически отменена.

В то же время, суббота в христианском литургическом календаре остается особым днем, когда вспоминаются усопшие, а Великая Суббота (день накануне Пасхи) посвящена воспоминанию упокоения Господа Иисуса Христа во гробе, прообразом которого было упокоение Бога от всех дел в седьмой день творения. Днем, который христиане особым образом посвящают Богу, является воскресенье.

Пятая заповедь

«Почитай отца твоего и мать твою».

Эта заповедь сохраняется в христианстве (Мф. 15:3–6; 19:19; Лк. 18:20).

В то же время Иисус подчеркивает, что любовь к Нему выше любых родственных связей:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

Ситуация выбора между любовью ко Христу и послушанием родителям возникает в том случае, если родители противятся христианской вере, пытаются отговорить детей от следования за Христом.

Шестая заповедь

«Не убивай».

Запрет на убийство сохраняет свою значимость в христианстве, распространяясь, в том числе на тех, кто по тем или иным причинам желает собственной смерти. Самоубийство, по учению Церкви, является смертным грехом.

К самоубийству приравнивается так называемая активная добровольная эвтаназия — когда человек кончает с собой руками других людей. Убийство плода во чреве (аборт) Церковь считает тяжким грехом и преступлением.

Комментарием к шестой заповеди закона Моисеева служат слова Иисуса:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (то есть, пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21–22).

Если Ветхий Завет запрещал убийство как самое крайнее, экстремальное проявление человеческой вражды и ненависти, то Иисус указывал на причины, которые могут привести к убийству.

Человек должен искоренять гнев в душе и воздерживаться от оскорбительных слов в адрес ближнего, чтобы не доводить конфликт до трагических последствий, но гасить его в том самом месте, где он зарождается: в сердце.

Седьмая заповедь

«Не прелюбодействуй».

Комментарием к ней являются слова Христа:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:27–32).

Здесь Спаситель, во-первых, указывает на причины, которые могут привести к плотскому греху и нарушению супружеской верности: эти причины коренятся в сердце человека, в его лукавом взоре, способном засматриваться на чужих жен.

Во-вторых, Господь выступает принципиальным противником развода, допуская развод лишь по одной причине — нарушения супружеской верности одним из супругов.

Восьмая заповедь

«Не кради».

Эта заповедь направлена против присвоения чужого в любой форме и при любых обстоятельствах. Запрещается посягательство не только на личную, но и на государственную и общественную собственность.

Девятая заповедь

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Этой заповедью запрещается любая форма лжесвидетельства, а в расширительном смысле — всякая ложь. Иисус называет диавола лжецом и отцом лжи (Ин. 8:44).

Ложь может быть допустима лишь в том случае, если она направлена на спасение жизни другого человека.

Десятая заповедь

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:2–17).

Эта заповедь является продолжением седьмой и восьмой заповедей. Она не только запрещает присвоение личной собственности другого человека, но и охраняет святость брака: посягательство на чужую жену является тяжким грехом.

Высоко ценя заповеди Ветхого Завета, Иисус, тем не менее, предлагал Своим ученикам путь, не сводящийся к их исполнению. Это тот путь духовного совершенства, на который Он указал богатому юноше и по которому юноша не захотел пойти:

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).

Путь, предлагаемый Иисусом, не отвергает Моисеево законодательство, но ведет человека значительно дальше и выше — к вершинам духовного совершенства.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт