Обзор: Песнь Песней

Ветхий Завет

Это хорошо известная, но не очень понятная книги в Библии. Она содержит 8 глав любовной поэзии. И хотя здесь есть видение и заключение, книга не имеет какого-то строгого литературного построения.

И всё потому, что это сборник стихов. Они не должны разделяться или рассматриваться по отдельности. Они задуманы для чтения в своё удовольствие, как единое произведение.

О чём книга и как связана с Соломоном

Первая строка книги говорит нам, что эта “Песнь Песней”, что является еврейской идиомой, подобной фразам:

  • “Святая Святых”;
  • “Царь Царей”.

Это древнееврейский способ описания величайшего и наилучшего. Так что, перед нами самая прекрасная из всех песен.

В той же первой строке мы читаем, что это “Песнь Песней Соломона”, что может свидетельствовать об его авторстве. В конце концов, книга начинается именно с его имени.

Вместе с тем читая эти песни вы можете заметить, что главный голос это слова женщины, называемой “возлюбленная”. И хотя здесь также звучит и мужская речь, она вряд ли похожа на сказанное Соломоном. Он пару раз упоминается в этих песнях, но нигде не говорит от первого лица.

Тут так же стоит признать, что Соломон довольно странно смотрится в роли автора книги, так как у него было 700 жён, тогда как для влюбленных из Песнь Песней в мире нет никого, кроме их самих.

Так что скорее всего, книга просто написана в традициях и стиле Соломона. Ведь он был известен своей мудростью, поэзией, а также любовью к изучению каждой сферы жизни и стал израильским родоначальником такой литературы.

Таким образом, его наследие передается через сборник интимной лирики, в котором описывается как люди испытывают любовь и сексуальное влечение.

Влюбленность двух персонажей

Вступительная поэма знакомит нас с основной темой этой книги. Здесь звучит голос молодой женщины, которая восхищается своим возлюбленным пастухом. Она ещё не вышла за него замуж, но из текста ясно, что они помолвлены и страстно желают быть вместе.

Мы видим, как после вступления в дальнейших стихах чередуются голоса женщины и мужчины. Они переходят от сцены к сцене, без чёткой последовательности или сюжетной линии.

Песни следуют в циклическом ритме, а ключевые образы и идеи всё время повторяются и постепенно дополняются.

Одна из главных тем объединяющих все стихотворения, это сильное желание, которое пара испытывает друг к другу, выраженная в постоянных поисках возможности для новой встречи.

Так, после вступительной поэмы они находятся в разлуке, но всё время ищут друг друга. Женщина зовет своего любимого, просыпается думая о нём, идёт на его поиски и, в результате, они неоднократно встречаются и заключают друг друга в объятия.

И как раз тогда, когда ситуация становится слегка пикантной, каждая сцена внезапно обрывается и за ней начинается новая. Влюбленные опять разделены, в который раз ищут друг друга и всё повторяется заново.

Ещё одна повторяющаяся тема, это радость физического влечения. Неоднократно они останавливаются и описывают друг друга при помощи изысканных метафор, и здесь очень важно понимать, что все эти образы и символы еврейской поэзии не являются визуальными.

Если вы попытаетесь нарисовать портреты отталкиваясь от таких сравнений, получиться что-то очень и очень странное.

Взамен, подумайте о значении этих аналогий для отношений между мужчиной и женщиной.

Читая эти поэтические циклы, вы заметите как усиливается их желание, радость и влечение. Такое нарастающее по спирали повторение это художественный прием, который лишь подчеркивает таинственную силу интимной близости.

Сила любви

Затем повествование приостанавливается, чтобы обобщить все вышеприведенные поэмы:

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем”.

Эти слова ярко передают всю силу и страстность любви. Она прекрасна, и в то же время опасна. Подобно огню, любовь может губить людей, которые ею злоупотребляют или давать жизнь тем, кто её бережёт.

Любовь выражает ненасытное стремление человека познавать и быть познанным, а также быть кем-то желанным. Любовь — одно из самых необыкновенных и таинственных переживаний в нашей жизни. И как это принято, в Библейских книгах мудрости она представлена здесь, как дар Божий.

После этого появляется необычный стих о Соломоне, пытающимся сделать то, что ранее было названо невозможным: купить любовь. Женщина отвергает предложение Соломона, и книга заканчивается тем, что возлюбленные снова в разлуке и снова ищут друг друга.

Он зовет её, чтобы услышать её голос, она упрашивает его сбежать с ней и на этом повествование обрывается.

Казалось бы, без всякого логического завершения, но это так похоже на саму любовь, которая подобным образом никогда не имеет четкого финала. Ведь в любимом человеке всегда есть что-то новое, что можно постоянно находить и открывать. Настоящая любовь, как и эта книга, не имеет конца.

Повод задуматься

С книгой Песнь Песней также связан серьезный вопрос, который не раз задавался в течение веков. А именно: что любовная лирика делает в Библии?

В истории было три основных толкования этой книги.

В еврейской традиции она читается как аллегория, где каждый персонаж нужно понимать символически. Женщина это Израиль, мужчина это Бог, а их любовь является символом завета между Богом и Израилем, заключенного на горе Синай, когда был дан закон.

Эта точка зрения перешла в христианскую традицию, но только с другими персонажами.

Согласно ей, здесь идёт речь о любви Христа к своему народу и церкви. Такое толкование было вдохновлено словами Павла, в пятой главе послания к Ефесянам, где любовь мужа христианина к его жене сравнивается с любовью Христа к церкви.

Интересно, что за последние сто лет на землях древних соседей Израиля (в Египте и Вавилоне) в ходе археологических раскопок были обнаружены разные образцы древней любовной поэзии, которые очень похожи на Песнь Песней стилем написания и образностью речи.

Это показывает, что любовная поэзия была значимой частью культурной среды, в которой находился в то время Израиль. Поэтому большинство современных исследователей Библии также рассматривают Песнь Песней как сборник еврейской поэзии, которая описывает любовь как дар от Бога.

Но это не значит, что перед нами всего лишь древняя любовная лирика. У этой поэзии есть одна заметная черта: использование образов сада, который в контексте Ветхого Завета обретает особое значение.

Здесь звучат звонки и отголоски жизни в Эдемском саду, а также идиллии в отношениях супружеской пары, которые были показаны нам ещё в первых главах книги Бытие.

Мужчины и женщины были нагими и уязвимыми, но жили друг с другом в полном единстве и пребывали в безопасности. И это является фоном всей Песнь Песней.

Читая её строки, мы становимся свидетелями любви двух людей, отношения которых не запятнаны эгоизмом и грехом. Эта песня несёт надежду на то, что хотя наши отношения и бывает искажены эгоизмом, настоящая любовь дается свыше.

Нам предлагают задуматься о чем-то большем, о даре Божьей любви, которая однажды полностью пропитает и преобразит столь любимый Им мир.

Именно это и воспевает книга Песнь Песней.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт