Обзор: Осия

Ветхий Завет

Осия жил в Израиле в Северном Царстве, которое он иногда называет Ефремом или Иаковом, примерно 200 лет после того, как оно отделилось от Иудеи Южного Царства. Об этом рассказывается в третьей книге Царств.

Осия был призван говорить от имени Бога во время правления одного из худших царей Израиля — Иеровоама II. Нация погружалась в хаос и в 722 году, огромная и злобная Ассирийская империя обрушилась на Израиль и уничтожила его. Опять-таки, мы можем прочитать эту историю в четвертой книги Царств.

Осия предвозвещал эти события. Эта книга представляет собой собрание его проповедей и записей, сделанных на протяжении 25 лет преимущественно в поэтической форме. В этом сборнике есть три основных раздела, так что давайте обратимся к тексту и вы сами всё увидите.

Любовь Бога

Вступительная часть рассказывает нам о неудачном браке Осии с женщиной по имени Гомерь, которая совершает прелюбодеяние. Не совсем ясно жила ли Гомерь с другими мужчинами ещё до отношения с Осией, или только после того, как они поженились.

Однако, у них родилось трое детей, а потом всё рассыпалось.

Самое важное здесь то, что Бог повелевает своему пророку, несмотря на неверность Гомере, он должен найти её, чтобы возместить её долги другим мужчинам, и вновь посвятить ей свою любовь и преданность.

Далее Бог говорит, что этот разрушенный и восстановленный брак, а также рождённые в нём дети являются пророческим символом, который показывает нам историю взаимоотношений Господа с Израилем. Бог относился к своему народу как верный муж, Он:

  • спас их из рабства;
  • привел их к горе Синай, где заключил с ними завет;
  • просил их быть верными только Ему.

Но когда привел Израиль в землю обетованную, люди использовали полученное от Него изобилие, чтобы поклоняться ханаанскому богу Ваалу, и потому теперь у Бога есть обоснованная причина, чтобы расторгнуть с ними завет и развестись с Израилем. И Он, кстати, думает об этом.

Однако, в итоге решает поступить иначе и собирается вернуть их себе, и все-таки обновить свой завет с этим народом, а потом рассказывает почему. Всё это из-за Его любви, сострадания и верности.

Далее Осия подробно объясняет что это значит.

Он говорит, что результатом непослушания израильтян станет их неизбежное поражение и пленение другими народами. Но, несмотря на это, у них есть надежда на будущее восстановление.

Однажды Израиль снова покаяться и обратиться, чтобы поклоняться своему Богу. Бог поставит над ними нового Царя Мессию из рода Давида, который принесёт Божье благословение.

Таким образом, этот водный раздел знакомит нас с основными идеями книги. Израиль взбунтовался и Бог собирается навлечь на них серьёзные последствия, но Его любовь и милость всё же превосходит их грехи.

Стремления Бога к справедливости

В оставшихся разделах книги, поэзия Осии раскрывает эти темы ещё глубже. Мы видим два сборника, в которых записаны как обвинение, так и скорбь Осии по Израилю.

Каждый из них заканчивается вдохновляющей поэмой о Божьей милости и надежде на будущее. В главах с 4 по 10, Осия рассматривает причины и следствия неверности израильтян.

Он много раз говорит, что у них недостаточно знания и понимания Бога.

Еврейское слово, которое нам нужно запомнить: “яда”. Это больше чем просто работа интеллекта. Оно описывает знания, полученные через опыт личного общения и показывает разницу, между информации о ком-то и близким знакомством с этим человеком.

Так вот, Бог хочет, чтобы Израиль знал Его именно через взаимоотношения. Он желает, чтобы они испытали на себе Его любовь и чтобы это познание преобразило их сердца и жизни настолько, что побудило бы людей ответить Богу взаимностью. Именно поэтому Осия постоянно разоблачает лицемерное поклонение Израиля.

Он раз за разом показывает, как они нарушают все десять заповедей и как допускают в своих общинах вопиющую несправедливость. Затем идут в свои священные храмы и приносят жертвы Богу, будто у них всё в порядке хоть это и совсем не так.

Более того, повод для обличений даёт не только лицемерие, но и то, что эти люди поклоняются другим богам. Осия много раз упоминает их жертвенники Ваалу в городах Вефиль и Гал Гал, но и это ещё не всё.

Пророк неоднократно обвиняет Израиль в том, что они полагаются на политические союзы, которые заключили с Египтом и Ассирией. Таким образом, вместо того, чтобы доверять защите от Бога, люди стремятся стать такими же, как эти народы, и надеются исключительно на военную мощь.

Бог говорит, что за это их постигнет беда, потому что в скором времени Ассирия обратиться против них и придёт опустошать земли.

Урок по древней истории

В следующем разделе, предостережений Осия преподает читателям урок по древней истории израильтян и показывает, что этот народ был неверным с самого начала. Он ссылается на ложь и мошенничество патриарха Иакова, о которых говорится в 27 и 28 главах книги Бытие.

Далее вспоминает бунт Израиля в пустыне, описанный в книге Чисел, а также обращает внимание на то, как они выбрали себе нечестивого царя Саула, который привёл их ко греху и бедственному положению, о чём повествует первая книга Царств.

Иными словами, Осия пытается сказать, что в этих людях есть то, что никогда не менялось. Так на что же он надеется теперь?

Как мы знаем, из 3 главы Бог всё равно собирается спасти и восстановить свой народ. Как раз этому и посвящены две заключительные части.

Одиннадцатая глава просто прекрасна. Здесь есть поэма, которая изображает Бога, как любящего Отца, воспитавшего своего сына Израиля и давшего ему всё необходимое. Но сын вырос, взбунтовался и изменил своё отношение к Отцу, так и не оценив Его щедрости. Вот почему здесь описано, как Божье сердце разрывается на части.

С одной стороны, Он гневается и говорит что эта ситуация повлечет тяжелые последствия. А с другой скорбит и печалиться об этом. Он ощущает милость и сострадание, и собирается простить своего сына, так как продолжает его любить.

Он говорит:

Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя!”.

Так что хотя Бог и разрешил Ассирии завоевать Израиль, позволив ему столкнуться с последствиями своих поступков, это ещё не последнее слово. У его народа по-прежнему остается надежда. Именно о ней говорится в последней главе.

Конец книги Осии

Осия призывает Израиль покаяться и обратиться к Богу, хоть и знает, что это может продлиться недолго. Так как подобное уже не раз повторялось раньше. Вместе с тем Бог говорит, что однажды Он полностью излечит их от падения и возлюбит их по своему благоволению.

Он продолжает описывать этот новый исцеленный Израиль, как пышное дерево, которое пустит глубокие корни, а его ветви расширяться и предложат тень и плоды всем народам. Эта картина является символом Божьего обещание Аврааму. Именно таким благословением для народов и должен был стать Израиль.

Однако, Бог говорит, чтобы это когда-нибудь произошло, необходимо действие Божьей благодати и Его исцеляющие силы, которые исправят глубокую испорченность и греховный эгоизм человеческого сердца настолько, что Божьи люди смогут получать Его любовь и любить Его в ответ.

Что Бог и обещает.

Далее после этого стихотворения, следуют самые последние слова книги. Они звучат словно дополнительные примечания, вероятно, добавленные автором, который собрал воедино поэзию Осии и теперь хочет сказать читателям пару слов от себя.

Он говорит:

Кто мудр, чтобы разуметь это? (то есть стихотворение Осии) кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них”.

Поэтому автор хочет чтобы мы знали: древняя поэзия Осии, обращенная к Северному Израилю, относится не только к тем, кто жил в прошлом. Она раскрывает глубокие истины о Божьем характере, Его целях и человеческой природе.

И хотя Бог продолжает совершать правосудие в отношении человеческого зла, Его конечная цель и желание состоит в том, чтобы исцелять и спасать свой народ.

Именно об этом и повествует нам книга Осии.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт