Эта короткая пророческая книга представляет собой сборник поэм, возвещающих о гибели одного из самых худших притеснителей Израиля — древней Ассирийской империи и её столицы Ниневии.
Ассирия была одной из первых великих мировых империй, и её вторжение на территорию Израиля привело к полному уничтожению Северного Царства, и изгнанию его колен.
Ассирийские армии были настолько жестокими и губительными, что заставили мир содрогнуться. И поэтому, как Израиль так и его соседи, томились, ожидая падения Ассирии, которое в конце концов и произошло в 612 году до рождества Христова. Тогда вавилоняне восстали против Ниневии и захватили её, свергнув владычество Ассирийцев.
Вторая глава в ярких образах описывает падение Ниневии, а третья посвящена краху всей империи. Но эта книга не просто гневная тирада против врагов Израиля.
Вступительная глава показывает нам, что здесь происходит что-то намного более серьезное.
Падение Ниневии
Книгу открывает неполное алфавитное стихотворение, которое рисует нам картину мощного явление Божьей Славы. Это очень похоже на то, как начиналась предыдущая книга Михей и как завершится следующая книга Аввакума.
Здесь Бог, всемогущий Создатель грядёт, чтобы противостать народам и совершить суд над их нечестием. Первая поэма начинается цитатой из известного описания, которое Бог дал себе после случая с золотым тельцом в 34 главе книги Исход.
“Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его”.
И далее в поэме противопоставляется учесть надменных жестоких народов и судьба Божьего верного остатка, когда Бог разрушит все высокомерные империи, Он предоставит убежище тем, кто смиряется перед Ним. Но вот что интересно.
Нам может показаться, что эта книга только об Ассирии. Однако, Наум нигде не упоминает Ниневию или Ассирию в своей первой главе. А когда он описывает падение нечестивых, то использует слова Исаии, писавшего о падении Вавилона, которое произошло намного позже. Но и это ещё не всё.
Говоря об их крушении, Наум преподносит это как добрую весть для остатка Божьего народа, что является ещё одной прямой ссылкой на добрую весть Исаии о падении Вавилона.
Все эти маленькие детали из первой главы служат единой цели и доносят нам ключевую мысль: для Наума, падение Ниневии служит примером и прообразом того, как Бог совершает свою работу в каждом веке человеческой истории. Он не позволит надменным и жестоким империям мира править вечно и эти пророчества Наума очень похожи на сказанное Даниилом.
Ассирия находится в длинном списке безжалостных империй, появлявшихся в течение всей истории. Поэтому участь постигшая Ниневию напоминает нам о том, что Бог всегда наказывает насилие и надменность в каждом отдельно взятом случае.
Смерть царя Ассирии
Заложив в первой главе такое основание, книга снова возвращается к теме Ассирии. Вторая глава описывает битву за Ниневию и постепенное разрушение города.
Сначала мы видим первую шеренгу вавилонских солдат. Затем читаем о мчащих колесницах. Потом нашему взору открывается хаос, царящей на городских стенах во время атаки. А также гибель жителей Ниневии и опустошение города.
В 3 главе описывается то, какие последствия для всей империи несёт падение её столицы. Наум начинает с того, что провозглашает этому городу горе, так как цари построили его на крови невинных людей.
Это образ того, что несправедливость стала неотъемлемой частью всего, что сделала Ассирию столь успешной.
Однако, такое насилие посеяло семена их собственного уничтожения и потому Ассирия падет перед Вавилоном.
Книга заканчивается саркастической насмешкой над свергнутым царём Ассирии. Он смертельно ранен и не один из тех народов, которые он когда-то угнетал, не приходит ему на помощь. Наоборот, они поют и радуются его гибели. Это последние строки пророчества.
Заключительная часть
Хотя эта книга выглядит довольно мрачно, нам важно увидеть, как послание Наума касается повторяющихся в каждом веке циклов трагедий и страданий, вызванных насилием и притеснениями.
Человеческая история полна случаев, когда одни племена и народы превозносят себя над другими, и прибегают к угнетению и грабежу, что в итоге приводит ко множеству жертв.
Книга пророка Наума использует Ассирию и Вавилон в качестве примера того, что Бог скорбит по этому поводу и ему не безразлична смерть невинных.
Именно поэтому Божья благость и справедливость вынуждают его устраивать падение жестоких народов. А Божий суд над злом это добрая весть, если конечно же, это не вы оказались на месте Ассирии.
Такое понимание отсылает нас ко второй половине поэмы, которой начинается книга в первой главе. Там говорится что:
“Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. И по миновании наводнения положит конец месту его, и врагов Его постигнет тьма”.
Небольшая книга пророка Наума призывает каждого читателя смириться перед Божьей справедливостью и верить, что в назначенное Им время, Он сокрушит всех притеснителей.
Вот о чём рассказывает нам книга пророка Наума.