Михей жил в маленьком городе под названием Морасфит в Иудейском царстве, примерно в то же время, что и Исайя. Израиль давно разделился на Северное и Южное Царство, и они оба не раз нарушали Завет с Богом.
Михей предупреждал о том, что за это Бог приведёт большую и жестокую Ассирийскую империю, которая уничтожит Северное Царство и придёт опустошить Иерусалим. Он также предвидел, что после ассирийцев ещё больше разрушений оставит по себе Вавилон.
Содержание книги
Как и все пророки, Михей укорял Израиль, говоря от имени Бога. Вот как он описывает это в третьей главе:
“А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его”.
Большая часть этой книги посвящена обвинением Михея, его предостережениям о Божьем суде над Израилем. Однако, он также сопровождает эти угрозы вестью о надежде на восстановление, которое Бог совершит после своего суда. И если вы продолжите изучать книгу вместе с нами, то увидите, как именно это происходит.
Обвинения Михея
Первые два раздела содержат предупреждение и обвинение, которые Михей выдвигает против Израиля и его лидеров.
Первая часть начинается с поэтического описания того, как Бог собирается явить себя своему народу. Мы видим здесь огонь, дым и землетрясение, подобно тому, как это было на горе Синай.
Но в этот раз, Бог идёт не для того, чтобы заключить завет, а с целью совершить над Израилем суд за их нечестие, которое длится уже более 500 лет.
Михей перечисляет израильские города и поселения, которые виновны во всем этом беззаконии. Теперь Бог грядет, чтобы воздать им. Но за что конкретно?
В начале Михей бросает вызов правителям народа. Он говорит, что те разбогатели за счёт воровства и жадности. А потом намекает на историю Ахава, укравшего у Навуфеи семейный виноградник, о чём рассказывается в 21 главе 3 книги Царств.
Еще одна проблема — продажность израильских пророков. Они с радостью возвещают обетования о Божьем покровительстве любому, кто готов за это заплатить. Но это обман, говорит Михей. На самом деле, Бог уже лишил Израиль своей защиты.
Во втором разделе обвинения, пророк ещё больше говорит о крайней несправедливости со стороны израильских вождей и пророков. Они управляют, требуя взятки и искажают правосудие в пользу богатых.
Из-за этого бедные люди лишаются свои земли, а также теряют ощущение безопасности и всякую надежду.
Всё это является прямым нарушением заповеди закона, согласно которым продавать семейную землю было запрещено даже в случае полной нищеты.
В итоге мы узнаем, что Божий суд осуществиться руками жестокого народа, который придёт, чтобы завоевать Северное Царство и превратить в руины Иерусалим и его храм. Это очень строгие предостережения, но они не являются окончательным решением, так как каждый раздел с предупреждениями завершается удивительным обещанием надежды.
Планы Бога
Первый заканчивается поэмой о том, как Бог подобно пастуху спасает и собирает своё стадо, то есть остаток своего народа. А потом Он ведёт их на изобильное пастбище, где снова царствует над ними.
Второй раздел завершается картиной разрушенного Иерусалимского Храма. Однако, Михей говорит что и это не будет продолжаться вечно.
Однажды Бог:
- восстановит свой храм;
- наполнит его своим присутствием;
- заселит город уже упомянутым остатком своих людей.
Таким образом, он намерен сделать Израиль местом встречи неба и земли, и тогда все народы устремятся в Иерусалим, где Бог будет царствовать над ними и принесёт мир всей планете.
Две заключительные поэмы о надежде очень вдохновляют.
Надежда для Израиля
В следующем разделе, их темы развиваются при помощи искусно продуманной серии стихов, которые также посвящены будущей надежде Израиля и народов. Мы узнаем, что после нападения ассирийцев, Израиль будет завоеван и отведен в Вавилон. Но затем Бог восстановит свой народ и возвратит их в свою землю.
Мы также читаем, что в новый Иерусалим придёт новый Царь Мессия из рода Давида. Он родится в Вифлееме и будет править восстановленным Божьим народом в Иерусалиме.
В итоге этот верный остаток станет в Царстве Мессии благословением для других народов, и в то же время, Бог совершит свой окончательный суд и удалит из своего мира всякое зло.
Структуру последнего раздела повторяет последовательность, которую мы находим в первой части книги. Предупреждения сопровождаются надеждой. Здесь Михей снова вскрывает несправедливую экономическую деятельность израильских правителей, и демонстрирует им разрушительные последствия для земли и живущих на ней людей.
Здесь пророк изрекает свои знаменитые слова, которые излагают суть того, что значит следовать за Богом для Израиля:
“О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим”.
Израильтяне так не поступали и потому их ждёт погибель.
Почему Бог должен простить?
Тем не менее книга завершается ещё одним мощным аккордом надежды.
Израильский народ показан здесь подобным страдальцу, которой оказался в одиночестве, стыде и поражении. Это яркий образ разрушение Израиля и его пленения. Этот человек умоляет Бога о милосердии, он просит услышать и простить его.
Но почему? Почему Бог должен слушать и прощать этот неверный и мятежный народ?
В ответ пророк приводит две причины.
- Из-за Божьего характера.
“Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши”.
Он знает, что Божья милость намного сильнее Его собственного гнева или Его суда. - Божье обетование.
Он говорит:
“Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых”.
Кстати, это последние слова книги, они отсылают нас к обетованием Божьего Завета с Авраамом и его потомками, записанными в книге Бытие, где было обещано, что все земные племена обретут Божье благословение через род Авраама.
Но чтобы стать благословением для других народов, Израиль должен первым проявить верность своему Богу. И это снова и снова объясняется в книге Михея, при помощи понятий “суд” и “надежда”.
Желая благословить все нации через Израиль, Бог вынужден постоянно изобличать и осуждать зло среди своего народа. Но как раз этот суд и приводит к надежде, потому что Божья заветная любовь и его обетования намного сильнее человеческого зла. А Его конечная цель не погубить, а спасти, искупить.
Или, как говорится в заключительных строках книги:
“Бог благоволит к заветной любви, поэтому опять умело сердится Он, и сгладит беззакония наши, Он ввергнет в пучину морскую все грехи наши”.
Таково послание книги пророка Михея.