Обзор: Левит

Ветхий Завет

Книга Левит — третья книга Библии и она идёт сразу после исхода израильтян из рабства, когда Бог привел их к подножию горы Синай и предложил Израилю вступить с ним в заветные отношения.

Однако, вскоре они взбунтовались и нарушили этот завет.

Бог желал, чтобы Его славное присутствие сошло и обитало прямо посреди народа в форме скинии, но грех Израиля разрушил эти отношения.

В конце предыдущей книги Исход, Моисей, как представитель Израиля, не мог даже войти в Божье присутствие пребывающее в скинии. Так что книга Левит с самого начала напоминает нам об этой серьезной проблеме.

Сказано, что Господь воззвал к Моисею из скинии. Соответственно ключевой вопрос:

Как же Израиль, который погряз в своём грехе и эгоизме, может теперь примириться со святым Богом?

Эта книга говорит нам именно о том, как Бог милостиво даёт грешным и испорченным людям возможность жить в Его святом присутствии. Но давайте на секунду остановимся и рассмотрим фундаментальную истину о Божьей святости, ведь это крайне важно для понимания замысла всей книги.

Божья святость

Слово “святой” означает отделённый или уникальный. Библия показывает нам, что Бог занимает эту отделённую и уникальную позицию, поскольку является Творцом всего сущего и Автором самой жизни. И поскольку Он свят, таким же становится и окружающее Его пространство. Оно наполнено Его:

  • добротой;
  • жизнью;
  • чистотой;
  • справедливостью.

Следовательно, если нечестивый и грешный Израиль хочет жить в святом Божьем присутствии, то и ему нужно стать святым.

Сначала должна быть решена проблема их греховности.

Из чего состоит книга Левит?

Итак, книга Левит имеющая удивительное симметричное построение. Она рассматривает три основных пути, которые Бог использует, чтобы помочь Израилю жить в Его присутствии.

Крайние разделы это описание обрядов, которые Израиль должен практиковать в присутствии святого Бога. Далее идут главы, посвященные ролям израильских священников в качестве посредников между Богом и народом. А между ними находятся две похожие части, которые фокусируются на частоте Израиля.

И затем, прямо в центре книги, описан ключевой обряд — “День очищения”, который объединяет всю книгу в одно целое.

В завершении её текст подытоживается коротким разделом, где Моисей призывает Израиль быть верным своему Завету. Ну а теперь давайте погрузимся в детали!

Первый раздел — жертвоприношения

В первом разделе рассматриваются пять основных типов ритуальных жертвоприношений, которые должен был совершать Израиль.

Два из них были возможностью выразить Богу свою благодарность, символически возвращая Ему полученное от Него же ранее. Три другие жертвы предоставляли людям шанс попросить у Бога прощение.

Таким образом, израильтянин мог принести в жертву кровь животного, признавая тот факт, что его грех породил в изначально добром Божьем мире ещё больше зла и смерти.

Но не желая уничтожить этого человека, Бог, конечно же, хочет простить Его.

Поэтому животные символически умирают вместо людей и искупают их, то есть покрывают их грехи. Эти обряды постоянно напоминали израильтянам о Божьей благодати, а также Его справедливости и серьёзности их зла и Его последствий.

Второй раздел — ежегодные праздники Израиля

Второй набор обрядов представляет семь ежегодных праздников Израиля, каждый из которых пересказывал отдельную часть истории о том, как Бог избавил их от египетского рабства и провёл через пустыню в обетованную землю. Регулярно отмечая эти праздники, Израиль должен никогда не забывать кем были они сами и кем был для них Бог.

Третий раздел — израильские священники

Теперь перейдём к разделам об израильских священниках.

Сначала нам показаны Аарон и его сыновья, которые были первыми посвящены, чтобы входить в Божье присутствие от имени всего Израиля. А затем, в симметричном разделе, мы находим требования, предъявляемые священникам.

Они были призваны к высочайшему уровню нравственной чистоты и ритуальной святости, так как представляли людей перед Богом и являли Бога людям.

Важность их святости показана нам в первом разделе, сразу после того, как была посвящена семья Аарона.

Двое его сыновей буквально вломились в Божье присутствие и грубо нарушили Его постановление, и поэтому были поглощены Божьей святостью прямо на том же месте. Это стало наглядным напоминанием о парадоксе жизни в присутствии святого Бога.

С одной стороны, там сокрыта абсолютная благость, но с другой стороны, оно становится опасным для всех упорствующих и оскорбляющих Божью святость. И поэтому важно, чтобы священники Израиля были святыми, а также, чтобы святым стал весь народ, о чём и повествует нам последующие внутренние разделы книги.

Что такое “чистота” и “нечистота”?

Главы с 11 по 15 посвящены ритуальной чистоте, требуемой от всех израильтян. А главы с 18 по 20 говорят о нравственный частоте народа и вот, что скрывается под понятиями “чистота и нечистота”.

Поскольку Бог свят и отделён, сами израильтяне также должны быть святыми, когда входят в Его присутствие. Это называлось “быть чистым” или “незапятнанным”.

С другой стороны, Божье присутствие было под запретом для всех, кто не был освящен, то есть оставался нечистым или оскверненным. Израильтянин мог стать нечистым всего по нескольким причинам:

  1. При контакте с репродуктивными жидкостями.
  2. При кожном заболевании.
  3. При прикосновении к язве, проказе или трупу.

В то время всё вышеупомянутое воспринималось израильтянами как связанное с умиранием и потерей жизни, что и подводит нас к основному значению этих символов. Вы становитесь нечистыми и оскверняетесь, когда, так сказать, прикасаетесь к смерти. Ведь смерть противоположна Божьей святости, потому что сущность Бога это жизнь.

И так, вот в чём кроется суть. Просто быть нечистым не являлось чем-то греховным или заведомо неправильном. Прикосновение к подобным вещам было естественной частью повседневной жизни, а сама нечистота лишь временным состоянием.

Это длилось неделю или две, а потом всё прекращалось. Неправильным и греховном было другое: входить в Божье присутствие, неся на своем теле эти символы смерти и нечистоты.

Вот это было действительно недопустимо!

Ну а последний способ как можно было стать нечистым — употребление в пищу определённых животных. Существует множество теорий о том, почему некоторые животные считаются нечистыми и запрещенными.

Возможно, дело здесь в соблюдении гигиены или это было как-то связано с культурой того времени. Текст не говорит об этом прямо, но основная суть всех этих глав вполне понятна. В целом, они функционируют как тщательно разработанный свод культурных символов, которые напоминают Израилю, что Божья святость должна влиять на все сферы их жизни, тогда как параллельный раздел повествует о моральной чистоте народа.

Израильтяне были призваны жить не так, как хананеи. Они были должны заботиться о бедных, а не игнорировать их.

Были обязаны соблюдать высокий уровень сексуальной частоты, а также поощрять справедливость на всей своей земле.

День очищения

В самом центре книги мы находим длинное описание одного из ежегодных израильских праздников — “Дня очищения”. Скорее всего, не каждый грех израильтянина мог быть покрыт приношением его личных жертв.

И поэтому, один раз в год первосвященник брал двух козлов. Один из них становился жертвой, которая очищала и искупала грехи народа, а другого называли “козлом отпущения”

Священник исповедовал грехи Израиля и символически возлагал их на этого козла, а потом отсылал его в пустыню.

Опять-таки, это очень сильный образ, который показывает Божье желание снять со своего народа грех и его последствия, и жить с ними в мире.

Конец книги Левит

Книга заканчивается тем, что Моисей призывает Израиль быть верным всем условиям завета. Он описывает благословение мира и изобилие, которое последует если Израиль будет соблюдать все эти законы.

Он также предупреждает, что если они будут неверными и не почтительными к Божьей святости, то это приведёт к бедствию и, в конечном итоге, к изгнанию их из земли обещанной Аврааму.

Если вы хотите увидеть, как книга Левит вписывается в большой исторический сюжет, вам будет полезно обратить внимание на первое предложение следующей книги — библии Чисел. Она начинается так:

И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания”.

И так мы видим, что Моисей теперь может входить в Божье присутствие от имени Израиля. Книга Левит таки достигла своей цели. Несмотря на все ошибки Израиля, Бог обеспечил им путь для покрытия грехов, чтобы он мог жить среди грешных людей и при этом быть с ними в мире.

И это то, о чём и говорится нам в книге Левит.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт