Обзор: Исход 19-40

Ветхий Завет

В прошлый раз мы разобрали главы Исхода с первой по восемнадцатую. В них рассказывается имеющая важнейшее значение история о том как Бог:

  • спас израильтян из рабства;
  • поразил фараона;
  • даровал избавление, посредством крови пасхального агнца.

Затем Бог спас свой народ, проведя его через море.

Он вывел израильтян в пустыню, где, к удивлению, они стали роптать и жаловаться.

В начале второй части книги Исхода, Моисей приводит народ Израиля к горе Синай, где Бог предлагает израильтянам заключить Завет. Здесь мы подошли к ещё одному ключевому моменту в Библейском сюжете, а именно к обещанию данному Богом Аврааму.

Разговор Бога с Моисеем

Если помните, в книге Бытие Бог обещает, что через семью Авраама Он вернёт своё благословение всем народам. Теперь мы узнаем об этом больше.

Бог говорит, что соблюдая условия завета, израильтяне будут настолько соответствовать Божьим законам, наставлениям и справедливости, что станут царством священников.

Они станут представлять Бога другим народам и рассказывать об Его истинной сущности.

Народ Израиля с готовностью принял предложение и Бог явился на вершине горы Синай в виде облака молний и грома. Затем Моисей поднимается на гору, как представитель народа, и Бог открывает ему основные условия Завета — знаменитые десять заповедей. Это своего рода основные положения договора, регулирующие отношения между Богом и израильтянами.

После они получают новые заповеди, уточняющие первые десять.

Законы регулирующие богослужения, социальную справедливость и правила совместной жизни должны были превратить израильтян в справедливый и щедрый народ, который отличался бы от окружающих народов. Моисей записал все законы и отнёс их к народу, который вновь охотно подтвердил свою готовность заключить с Богом Завет.

После того как Израиль подтвердил готовность к заключению завета, Бог ещё больше углубляет связь со своим народом. Он говорит Моисею, что хочет, чтобы Его святое, божественное и благое присутствие всегда было с Израилем. Это по-новому раскрывает обещание Завета Божьего.

Вспомните, что после неповиновения людей в райском саду, Божье присутствие было для них утеряно. Но теперь, через семью Авраама оно снова возвращается к людям.

Сначала благодаря заключению завета с Израилем, а затем так или иначе и к другим народам.

Описание скинии

Далее в книге Исход следует 7 глав с описанием и детальными чертежами священного шатра, называемого скинией. Внутри четырехугольного двора скинии стоит алтарь, в центре располагается шатер, разделенный на две половины: внешнюю и внутреннюю комнаты.

Во внутренней комнате, названной Святая святых, находится золотой ящик — Ковчег Завета. На крыше Ковчега изображены херувимы, это место максимального проявления Божьего присутствия. Описание скинии в этих главах весьма подробно.

Важно понимать, что каждая деталь имеет символическое значение.

Цветы, херувимы, золото и драгоценности напоминают об Эдеме — райском саде, где Бог и человек жили вместе. Можно сказать, что скиния это своего рода переносной Эдем. Здесь Бог и Израиль могут быть вместе в мире и гармонии (во всяком случае, так предполагается в идеале, поскольку всё происходило далеко не так).

Израиль нарушает завет

Пока Моисей на горе получал описание скинии, израильтяне, расположившиеся у её подножья, начали терять терпение. Они просят Аарона, брата Моисея, сделать им идола золотого тельца, чтобы они могли поклоняться ему как Богу, который спас их из рабства египетского.

В этот момент, Божье присутствие находится прямо на вершине горы. Они могут его видеть, но уже нарушили только что принятые первые две заповеди завета:

  1. Не поклоняться другим богам.
  2. Не иметь идолов.

Дальнейшие события очень важны!

Бог знает, что происходит внизу. Сначала Он изливает свой гнев и боль Моисею и говорит ему, что хочет истребить народ Израиля. Но Моисей заступается за израильтян и взывает к Божьей верности своим обещаниям.

Он говорит, что прежде всего истребление Израиля будет означать, что обещание завета данные Аврааму останутся неисполненными. А затем Моисей ссылается на репутацию Бога среди других народов:

Что они подумают, когда увидят, что Ты истребляешь свой собственный народ?”.

Бог услышал слова заступничества Моисея и смягчился. И хотя Бог, тем не менее, наказывает тех, кто подстрекал остальных к идолопоклонничеству, Он прощает народ и обещает обновить завет.

В этот момент, в первый раз во всей этой истории, Бог открывает себя Моисею. Он говорит:

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. И верен завету. Он прощает грехи, но нечестивых не оставит без наказания”.

Возникает напряженность. Бог полон милосердия, но вместе с тем, Он должен бороться со злом, поскольку Он добр. Более того, Бог верен своим обещанием. Даже если для этого Ему сознательно приходится иметь дело с людьми, в которых совсем нет веры.

После заключения повторного завета с Израилем, Бог поручает Моисею построить скинию. И у нас снова впереди пять длинных глав с детальным описанием и планом скинии.

Развязка

Развязка наступает в заключительной главе, в которой описано завершение возведения скинии. Божественное присутствие спускается и накрывает шатер, и мы полны надежд.

Моисей хочет войти в шатер, но не может. У него не получается войти внутрь и на этом книга заканчивается. Это вызывает удивление, но с другой стороны, этому есть и объяснение.

Теперь мы видим насколько сильно грех Израиля расстроил отношения с Богом. Гораздо сильнее, чем нам казалось.

Как вы помните, книга начиналась с того, что зло которое творил фараон угрожало существованию Израиля и препятствовало выполнению заветного обещания, данного Богом. А к концу книги Израиль сам стал худшим врагом для самого себя. Именно грех народа поставил завет под угрозу, поэтому в конце книги встает вопрос:

Как Бог примирит свою святость и благость, с греховной порочностью народа, с которым Он заключил Завет?

Решение этой проблемы мы найдем в следующей книге, а книга Исход закончена.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт