Обзор: Исход 1-18

Ветхий Завет

“Исход” — вторая книга Библии. В ней продолжается рассказ, начатый в предыдущей книги Бытие. Там история заканчивается тем, что Иаков — внук Авраама, ведёт свою большую семью из семидесяти человек в Египет.

Иосиф (одиннадцатый сын Иакова) становится вторым по значимости человеком в Египте. Он спасает всю свою семью от голодной смерти. Фараон, правитель Египта, предлагает семьи Иосифа приехать в его страну и найти там надежное убежище.

Иаков умирает в Египте, а чуть позже умирает там и Иосиф, и все его братья.

Проходит примерно 400 лет и начинается история Исхода. Так названо событие, которое описывается в первой половине этой книги: “Исход израильтян из Египта”. События описанные во второй части книги, разворачиваются у подножия горы Синай. В этой статье мы остановимся только на событиях первой половины книги.

Фараон против израильтян

Прошли столетия. Израильтяне плодились и умножались, и вскоре заселили всю страну.

Здесь мы можем видеть специально проведённую параллель с благословением, которым Господь одарил всё человечество в саду Эдема. До сих пор, повествование напоминает нам великую Библейскую историю.

Из-за своих грехов и открытого неповиновения, человечество лишилось Божьего благословения, поэтому Бог выбрал Авраама и его семью, чтобы через них вернуть благословение всему миру.

Однако, новый фараон не считает израильтян благословением для Египта. Он просто видит в разросшейся группе израильтян угрозу своему правлению. В точности, как и в книге Бытие человечество отвергает Божье благословение.

Здесь же фараон пытается уничтожить израильтян, источник Божьего благословения. Он принуждает их к рабскому труду, а затем приказывает топить всех израильских мальчиков в водах Нила. На этой стадии, фараон самый плохой персонаж в Библии.

Его царство олицетворяет неповиновение человечества Богу. Фараон поменял местами добро и зло в своих собственных интересах, и даже убийства невинных младенцев кажется ему благим деянием.

Египет стал хуже Вавилона, описанного в книге Бытия.

Израиль взывает о помощи Бога в борьбе против нового Вавилона, и Бог отвечает. Сначала Бог обращает зло фараона против него же. Мать бросает своего сына в реку Нил, но бросает его в корзинке. Река приносит мальчика прямо к семье фараона. Имя мальчика — Моисей.

Повзрослев, он становится тем человеком, через которого Бог побеждает зло творимое фараоном. В известной истории об объятым пламенем кусте, Бог является Моисею и повелевает ему идти к фараону, чтобы потребовать освободить израильтян. Бог говорит, что фараон не подчиниться и тогда Он нашлет на Египет кару, в виде бедствий.

Бог также говорит, что по Его воле сердца фараона ожесточиться.

Противостояние Фараона и Бога

И вот мы подошли к следующей части истории, в которой описывается противостояние Бога и фараона.

Что значат слова Бога о том, что сердце фараона ожесточиться? Очень важно прочесть эту часть истории очень внимательно и слово за словом.

Во время первой встречи Моисея и фараона просто говорится, что сердце фараона ожесточилось. Здесь нет и намёка на то, что это сделал Бог.

В ответ Бог насылает на Египет пять наказаний против фараона и египетских богов, которым он поклоняется.

Каждый раз Моисей предлагает фараону подчиниться и отпустить народ Израиля, но после очередного бедствия, как мы знаем, сердце фараона лишь сильнее ожесточалось. Он делает это по своей воле. Только после новых пяти бедствий, мы видим как Бог ожесточил сердце фараона.

Смысл этой всей истории в следующем: даже зная, что фараон не подчинится, Бог всё равно давал ему возможность поступить правильно, но в конце концов зло, которое творил фараон, уже нельзя было остановить. И даже его советники решили, что он сошёл с ума. Именно в этот момент Господь начинает действовать и использует зло фараона в своих спасительных целях.

Бог обращает разрушение, которое творит фараон против него же самого и спасает свой народ, что и происходит далее. После последнего бедствия наступает Пасха. Бог обрушил на фараона его же зло. Так же, как тот убивал израильских мальчиков, Бог наводит на Египет последнюю казнь, в которой убивает его первенцев.

В отличие от фараона, Бог даёт возможность избежать казни с помощью крови агнца.

Что это за “кровь агнца”?

На этом история обрывается и нам в деталях рассказывают о ежегодном израильском ритуале празднования Пасхи. В ночь, перед тем как народ Израиля покинул Египет, был заколот непорочный агнец и его кровью помазаны косяки дверей домов, в которых жили израильтяне.

Когда Божья казнь спустилась на Египет, дома двери которых были помазаны кровью агнца, были пропущены и первенцы в них выжили. С тех пор, каждый год израильтяне воспроизводят события той ночи, чествуя Божью справедливость и Его милость. А фараон из-за своей гордыни и непокорного духа теряет собственного сына, и, в конце концов, вынужден отпустить народ Израиля с миром.

Конец истории исхода из Египта

Но как только израильтяне покинули Египет (дом рабства), фараон изменил своё решение. Он собрал армию и преследовал израильтян для финальной битвы.

Израильтяне благополучно проходят через морские воды, а фараон находит в них свою погибель.

История исхода завершается первым в Библии величанием, оно названо “песнь моря”. В последней строке провозглашается, что “Господь воцарится”. В стихотворной форме, песня рассказывает в чём состоит это царствование. Она рассказывает о том, как Бог противостоит злу в созданном им мире и избавляет порабощенных им.

Бог отведёт свой народ в землю обетованную, где его Божественное присутствие будет всегда среди них. Эта история о том, что происходит, когда Бог правит своим народом.

После хвалебной песни, которую воспели израильтяне, в рассказе происходит резкий поворот.

Израильтяне долго скитаются по пустыне на пути к горе Синай. Они голодны, их мучает жажда и они начинают критиковать Моисея и Бога за то, что были спасены.

Это безумие!

И мы спрашиваем себя, могут ли быть сердца израильтян такими же ожесточенными, как и сердце фараона? Увидим.

Так заканчивается первая часть книги Исхода.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт