В предыдущей части мы исследовали главы с 1 по 39, в которых Исаия пророчествовал о суде и надежде для Иерусалима. Он обвинял израильских лидеров в бунте против Бога, и провозглашал, что их царство будет разрушено сначала Ассирией, а затем и Вавилоном, в знак проявления Божьего суда.
39 глава закончилась предсказанием Исаии о том, что Иерусалим будет захвачен Вавилоном, а его жители окажутся в плену. Через сто лет после Исаии всё это, к сожалению, сбылось.
Но Исаия имел надежду на нечто лучшее: новый очищенный Иерусалим, где Царство Божье будет восстановлено через будущего Царя Мессию, а все народы придут к миру и согласию. Главы с 40 и далее посвящены именно этой великой надежде.
Надежда для Израиля
Первый основной раздел главы с 40 по 48 начинается с провозглашения надежды и утешения для Израиля. Народу говорится, что вавилонское пленение подошло к завершению. С грехом Израиля покончено и теперь начинается новый период.
Они должны вернуться в Иерусалим, где Бог однажды установит свое царство и все народы увидят Его славу.
Давайте на минуту остановимся, потому что вступительное провозглашение сразу же вызывает серьезный вопрос. А кто именно это говорит? Чей голос произносит эти слова надежды?
Похоже, что в этих главах пророк говорит так, будто он сам живёт после плена. Другими словами, в период времени описанный Ездрой и Неемией. Поскольку Исаия умер за 150 лет до упомянутых событий, то непонятно как это воспринимать.
Многие полагают, что эти слова говорит сам Исаия. Иными словами, он пророчески переместился вперёд на 200 лет и обращается к будущим поколениям так, будто пленения уже позади.
Вместе с тем сама книга Исаии даёт нам некоторые подсказки о том, что возможны и другие варианты.
Израильтяне против Бога
В главах 8, 29 и 30 сказано, что после того, как израильские лидеры отвергли Исаию, он написал и запечатал свиток со всеми откровениями о надежде, а потом передал его своим ученикам как свидетельство для будущего.
Исаия умер, так и не увидев осуществление этих слов. Но как мы помним, главы с 1 по 39 были задуманы показать нам, что предсказание Исаии о суде исполнились, когда пришло пленение.
Он истинный пророк.
Уже после пленения, ученики Исаии, которые так долго хранили слова его пророчеств, открывают свиток и начинают применять к своему времени описанную там весть о надежде.
Таким образом, книга пророка Исаии может состоять из первого сборника слов Исаии, а также из записей его учеников, которые Бог использует, чтобы донести послания надежды для будущих поколений.
Какую бы точку зрения мы не выбрали, в этих главах явно говорится о том, как осуществляются надежды на будущее, и как Бог исполняет сказанные Исайей пророческие обетования.
Пророк надеется, что Израиль откликнется на них желанием служить Богу. То есть, испытав на себе Божий суд и Его милосердие, теперь начнёт рассказывать о том, каков Бог и другим народам.
Но этого почему-то не происходит. Вместо того чтобы свидетельствовать народам, израильтяне жалуются и даже обвиняют Бога.
Они говорят, что Господу нет дела до их несчастий, и что Он игнорирует их проблемы.
Скорее всего, вавилонское пленение привело к тому, что Израиль утратил веру. Возможно, они даже начали думать, что Он не всемогущий. Наверное, считали они, вавилонские боги намного сильнее, чем наш Бог.
Судебное разбирательство
Последующие главы с 41 по 47 представлены в виде судебного разбирательства.
Бог отвечает на их сомнения и обвинения следующими аргументами: сначала Он говорит, что вавилонское пленение не было пренебрежением.
Наоборот, Бог сознательно допустил этот плен, чтобы осудить грехи своего народа.
А далее именно ради Израиля Бог поднял Персию и позволил ей завоевать Вавилон, в результате чего этот народ смог вернуться домой, как это и предвидел Исаия. Поэтому правильный вывод который и должен был сделать Израиль в том, что истинным царём истории является именно их Бог, а не языческие идолы.
В падении Вавилона и подъеме персидского царя Кира Израиль должен был видеть Божью руку. А затем в ответ стать его рабом и рассказать народам каков Он.
Но в конце этого разбирательства, в главе 48, мы видим, что нынешний Израиль остается таким же непокорным и жестокосердным, как и его предыдущие поколения.
И хотя Бог лишает их статуса своих слуг, Он по-прежнему желает благословить остальные народы.
Пророк возвещает, что Бог собирается сделать для решения этой проблемы что-то новое, о чём говорится в следующем разделе, в главах с 49 по 55.
Божий раб
Здесь мы знакомимся с Божьим рабом, который исполнит эту миссию и совершит то, что не осуществил Израиль. Бог даёт ему право представлять израильский народ и посылает его с поручением:
- Обратить к Богу самих израильтян.
- Стать Божьим светом для других наций.
Мы читаем, что этот раб наделён Божьим духом, чтобы нести радостную весть и установить Божье Царство над всеми народами. Это соответствует описанию Царя Мессии из 9 и 11 главы.
Но затем мы узнаем об удивительном способе, которым раб установит Божье Царство. Он будет отвергнут, избит и, в конечном счёте, убит своим же народом.
Однако, в действительности когда его обвиняют и приговаривают к смерти, он умирает за грех этих людей. Пророк говорит, что смерть раба — это жертва искупления за всё содеянное ими зло и их бунт.
Но потом, после смерти, Божий раб неожиданно воскресает и мы слышим, что его смерть даёт людям возможность стать праведными, то есть иметь с Богом правильные отношения.
Завершается этот раздел описанием того, как люди могут отреагировать на совершенное рабом. Некоторые ответят ему смирением, обратившись от своих грехов и приняв то, что он сделал ради них.
Эти люди также названы рабами, а ещё семенем. Думаем, вы помните слова о “святом семени” из шестой главы. Это те, кто войдёт в благословение Мессианского Царства.
Но есть и другие, которые названы “нечестивыми”. Они отвергают как раба, так и его слуг.
Наследники Божьего Царства
Здесь мы приходим к последнему разделу книги, к главам с 56 по 66, где читаем о том, что его слуги наследуют Божье Царство. Эти главы составлены особенно изысканно, так как их симметричная структура объединяет все темы книги.
В самом центре находятся три прекрасные поэмы, в которых Божий раб, будучи наделенным силой Духа, благовествует о Царстве Божьем для бедных.
Он ещё раз напоминает нам все обетования надежды, о которых ранее говорилось в этой книге.
Новый Иерусалим населённый Божьими слугами станет тем местом, из которого Божья правда, милосердие и благословение будут изливаться на все народы мира.
Вокруг этих поэм находятся две длинные молитвы покаяния, в которых рабы исповедуют грех Израиля и скорбят обо всём зле, которое они видят в окружающем их мире. Они просят, чтобы Бог простил их, и чтобы Его Царство пришло на землю подобно тому, как оно установлено на небе.
В конце каждой из этих молитв находится группа стихов, сравнивающая будущее рабов с будущим нечестивых, которые их преследуют.
Бог говорит, что Он осуществит своё правосудие над всеми, кто оскверняет его прекрасный мир:
- злом;
- эгоизмом;
- идолопоклонством.
И что Он навсегда изгонит их из своего города.
Но рабы, которые смиряются перед Богом, каются и признают свои грехи, получат прощение. Они унаследуют новый Иерусалим, который, как мы видим, является образом полностью обновленного творения, где уже не будет смерти и страданий.
Здесь мы подходим к обрамлению этого раздела книги.
В этом обновленном мире Божьего Царства, люди из всех народов приглашены присоединиться к семье слуг Божьего Завета, где каждый сможет познать своего Создателя и Искупителя.
Книга пророка Исаии заканчивается грандиозным видением, в котором исполняются все обетования Божьего Завета. Через страдающего раба и одновременно царя, Бог создаёт семью своего завета из всех народов, ожидающих осуществления надежды на Божье правосудие и обновление всего творения, когда Царство Божье наступит на земле, как и на небе.
Об этой великой надежде и повествует нам книга пророка Исаии.