Исаия жил в Иерусалиме во второй половине периода Израильского царства. Он говорил от имени Бога, обращаясь к лидерам Иерусалима и Иудеи, прежде всего, донося им послание о Божьем суде.
Он предупреждал нечестивых лидеров Израиля, что их непослушание и нарушение Божьего Завета дорого им обойдутся, так как Бог собирается использовать великие империи (сначала Ассирию, а после и Вавилон) чтобы наказать Иерусалим, если его жители дальше будут упорствовать в идолопоклонстве и угнетении бедных.
Но это обвинение звучало не само по себе, а в сочетании с вестью о надежде. Исаия глубоко верил, что однажды Бог:
- Исполнит все обетования своего завета.
- Пошлёт царя из рода Давида и установит своё правление, как было сказано в 7 главе 2 книги Царств.
- Приведёт Израиль к повиновению всем законам Завета, заключенного на горе Синай в 19 главе книги Исход.
И всё это для того, чтобы Божье благословение и спасение распространялось на все народы, как Бог обещал Аврааму в 12 главе Бытие.
Так вот, именно это надежда и побудила Исайю открыто выступить в те дни против нечестия и идолопоклонства Израиля.
Книга имеет довольно сложный литературный замысел, но есть простой способ увидеть как всё это сочетается в одну картину.
Краткое содержание
Главы с 1 по 39 содержат три больших раздела, которые подробно передают предупреждение Исайи о суде над Израилем. Всё это завершается кульминационным событием, о котором говорится в конце тридцать девятой главы — падение Иерусалима и изгнание иудеев в Вавилонское пленение.
Но в главах с 1 по 39 также есть весть о надежде, состоящее в том, что после пленения, все обетования Божьего Завета будут окончательно исполнены. Главы с 40 по 66 говорят об этих ожиданиях ещё более детально.
Сосредоточим наше внимание на главах с 1 по 39.
Пророк Исайя
Первый основной раздел здесь посвящён видению Исайи о суде и надежды для Иерусалима. Он начинается с того, что Исайя обвиняет городских лидеров в:
- нарушении завета;
- идолопоклонстве;
- несправедливости.
Бог говорит, что будет судить Иерусалим посылая язычников, которые захватят Израиль. Исайя сообщает нам, что это будет подобно очищающему огню, который пожрёт всё, что стало негодным, а потом будет создан новый Иерусалим, населенный покаявшимся и обратившимся к Богу остатком Израиля.
Пророк говорит, что именно тогда наступит Божье Царство, несущее всеобщий мир и гармонию. Все народы придут в Иерусалимский храм, чтобы учиться Божьей справедливости.
Это основная сюжетная линия.
В ней идёт речь об очищающем суде над старым Иерусалимом, и его переплавки в новый Иерусалим. Эта тема будет ещё не раз повторяться на протяжении всей книги, обрастая всё новыми и новыми подробностями.
В центре раздела находится грандиозное видение Исайи, в котором он видит Бога сидящего на престоле в своём храме. Всевышний окружен небесными существами, громко взывающими:
“Свят Свят Господь Саваоф”.
Исайя внезапно осознает насколько грешен он сам, а также весь народ Израиля. Он понимает, что Божья святость может просто уничтожить его, но почему-то остается жив. Горящий уголь, символизирующий Божью святость, лишь обжигает его уста, но при этом не испепеляет полностью.
Наоборот, он очищает пророка от греха. И когда Исайя всё ещё обдумывает это необычное переживание, Бог поручает ему очень трудную задачу.
Он должен провозгласить грядущий суд. А поскольку Израиль уже достиг точки не возврата, то эти предупреждения будут иметь парадоксальные последствия в виде ожесточения народа.
Тем не менее Исайя должен доверять Божьему плану.
Израиль будет срублен как дерево, и оставлен как пень в поле. Далее этот пень будет обожжен и обуглен. Но Бог обещает, что пройдя через огонь, этот тлеющий остаток произведет святое семя, которое выживет в будущем. Этот маленький знак вселяет в нас надежду, но кто это или что это за святое семя?
Ответ содержится в оставшейся части раздела.
Исаия обличает Ахаза, иерусалимского царя из рода Давида, и возвещает о его падении. Бог говорит, что великая Ассирийская империя срубит Израиль как дерево и опустошит его землю, но это не значит что надежда потеряна.
Благодаря обетованию, которое Бог дал Давиду, после этого разрушения Он собирается послать нового царя по имени Эммануил, что значит “с нами Бог”. Царство Эммануила освободит народ Божий от жестоких угнетающих империй.
Исайя описывает этого грядущего царя как маленький молодой росток, который появится из старого пня дома Давида.
Это и есть тот царь, который называется в шестой главе “святым семенем”. Он будет движим Духом Божим, чтобы править новым Иерусалимом и судить бедных по правде. Все народы будут обращаться к нему за помощью. Его царство преобразит все творения, принеся ему мир.
Итак, мы познакомились с главами с первой по двенадцатую, где излагается весть Исайи о суде и надежде.
Но когда это произойдёт?
Исайя видит ещё одну империю восходящую после Ассирии. Это Вавилон, который позже нападет на Иерусалим и разрушит его. Здесь мы подходим к следующим разделам книги.
Сначала нам показана большая группа поэм, говорящих о Божьем суде и надежде для язычников. Прежде всего, мы узнаем о падении Вавилона и соседних с Израилем государств. Исайя видел, что однажды на смену мировому господству Ассирии придёт Вавилонская империя, где народ ещё более жестокий и высокомерный.
Вавилонские цари осмелятся заявить, что они выше всех богов и поэтому Бог клянется разрушить Вавилон и не только.
Исайя продолжает перечислять соседей Израиля, обвиняя их в такой же гордости и нечестии, и предсказывает им окончательную погибель. Однако, не забывайте, что в понимании Исаии Божий план в отношении как Израиля, так и других народов не заканчивается судом.
Кульминация событий
И это приводит нас к следующему разделу и поэмам о двух городах. Первый из них о величественном городе, который вознес себя превыше Бога, развратился и стал нечестивым.
Он символизирует бунтующее человечество и описан в терминах, которые Исайя ранее использовал говоря об Иерусалиме, а также Ассирии и Вавилоне.
Этот город предопределён для опустошения, и однажды его место займёт новый Иерусалим, где Бог будет царствовать над людьми искупленными из всех народов, и где больше не будет ни страданий, ни смерти.
Эти главы являются кульминацией всего раздела и показывают как весть, которую провозглашал Исайя, простирается в далёкое будущее.
Такое послание касается всех ожидающих осуществления Божьего суда над жестокими царствами, и восстановление его Царства правды, мира и исцеляющий любви.
В следующем разделе, основное внимание уделяется расцвету и падению Иерусалима. В череде поэтических высказываний Исайя обвиняет лидеров этого города в том, что они обратились за помощью к Египту, ища военной защиты от нападения Ассирии.
Он знает, что такое решение будет иметь неприятные последствия и потому говорит, что только вера в Бога и покаяние могут сейчас спасти Израиль.
Это иллюстрируется история об успехе Иерусалимского царя Езекии.
Как и предсказывал Исайя, ассирийская армия приходит и пытается атаковать город. Езекия смиряет себя перед Богом и молится о Господнем избавлении. В ответ город чудесным образом получает спасение от угрозы всего за одну ночь. Но после успеха, Езекию постигает падение.
Он принимает делегацию из Вавилона и пытается произвести на неё впечатление, показывая сокровищницы Иерусалима, а также храм и свои дворцы. Очевидно, что эта попытка сформировать ещё один политический союз в целях собственной безопасности.
Исайя, услышав об этом, обличает Езекию за его глупый поступок.
Он предсказывает, что этот союзник однажды предаст его и вернется как враг, чтобы завоевать Иерусалим.
Из 24 и 25 глав 4 книги Царств мы узнаем, что Исайя был прав.
Через сто с лишним лет, Вавилон ополчится против Иерусалима, придёт и разрушит город, его храм и уведёт израильтян в Вавилонское пленение.
Таким образом, все предупреждения Исаии о Божьем суде в главах с 1 по 39, ведут как раз к этому моменту. Исайя показан здесь как истинный пророк, поскольку всё произошло именно так, как он и говорил. Но помните, Бог посылает суд чтобы:
- Очистить Иерусалим.
- Возвысить святое семя.
- Установить Царство Мессии над всеми народами.
Именно об этой надежде идёт речь в следующей части книги Пророка Исайи, к которой нас подводят главы с 1 по 39.