Обзор: Иов

Ветхий Завет

Глубокая и уникальная часть Библии, причём по многим причинам.

О чём книга?

История происходит в малоизвестной стране Уц, далеко от Израиля. Главный её герой Иов — не еврей, и автор, имени которого мы не знаем, ни говорит нам в какой период древней истории протекают эти события. Но похоже, что всё это неспроста.

Кажется, автор не хочет чтобы мы отвлекались на исторические детали, а вместо этого предлагает сосредоточиться на самой истории Иова и на вопросах, поднятых его страданиями.

У книги Иова есть чёткий литературный замысел. Она начинается и заканчивается повествовательными прологом и эпилогом, а основная часть книги представляет собой еврейскую поэзию и содержит разговоры Иова, и четырех его собеседников названых здесь его друзьями.

Эти беседы завершаются серией поэтических речей, в которых к Иову обращается сам Бог.

Итак, давайте рассмотрим эту книгу поближе.

Испытания Иова

Мы знакомимся с Иовом в прологе, где он назван непорочным, справедливым и богобоязненным человеком. Он просто молодец. И тут нас внезапно переносит в небесную сферу, где Бог проводит со своими слугами судебное заседание.

Это очень распространенный образ Ветхого Завета, который описывает как Бог, управляет миром.

Среди небожителей есть личность называемая “Сатана”, что в переводе с древнееврейского означает “обвинитель” или “прокурор”. Мы будто бы видим картину судебного разбирательства. Бог говорит об Иове как о праведнике. Обвинитель же оспаривает Божьи правила вознаграждения праведных людей подобных Иову.

Он говорит:

Иов послушен тебе только потому, что ты благословил его преуспеванием. Позволь Иову пострадать. Вот тогда мы и увидим, праведен ли он на самом деле”.

Бог соглашается и позволяет обвинителю причинить Иову страдания.

Наверное, в этот момент большинство из нас с удивлением скажет: “Как же так? Почему Бог так поступил?”.

Мы ожидаем найти в этой книге ответ на вопрос: почему Бог допускает страдания хороших людей?

Но дочитав мы понимаем, что она не даёт такого ответа. В то же время, книга говорит нам о совершенно иных вещах. Её настоящие вопросы мы находим уже в прологе:

  • Справедлив ли Бог?
  • Управляет ли Он вселенной по строгому закону справедливости?

И, чтобы найти ответы, нам нужно дочитать эту книгу до конца. Даже при том, что конечная причина страданий Иова так нигде и не раскрывается.

Пролог завершает состраданием, смущением Иова И упреканиями его жены.

Обсуждение наказания

Затем к нему приходят три друга, которые стараются дать нужные советы и утешения.

Их имена:

  1. Елифаз феманитянен.
  2. Вилдад сафхеянин.
  3. Софар наамитянин.

Как и Иов, это не израильтяне. Они олицетворяют собой наивысшее представление о Боге и человеческих страданиях, существовавшей в древности на ближнем востоке.

Первым говорит Иов. И вот как построена эта беседа: сперва говорит Иов, а затем следует ответ друга. Иов отвечает другу, после чего второй друг отвечает Иову и так далее.

Их спор состоит из трёх циклов и вся эта дискуссия сосредоточена на трех вопросах:

  1. Справедлив ли Бог?
  2. Управляет ли Бог вселенной по строгому закону справедливости?
  3. Если это так, то как можно объяснить страдания Иова?

Мы видим, что Иов и его друзья строят свои размышления на основной предпосылке о том, как Божья справедливость должна проявляться в мире. То есть на том, что всё происходящее во вселенной должно следовать строгому закону справедливости.

Поэтому, если ты мудрый, добрый и богобоязненный человек, то в твоей жизни всё будет хорошо. Бог вознаградит тебя. Но если ты злой, глупый и грешишь, то с тобой обязательно случится что-то плохое. Бог тебя накажет.

Иов постоянно приводит следующие аргументы.

Он говорит, что невиновен, а следовательно его страдания не может быть Божьим наказанием. Конечно, мы знаем из пролога, что так оно и есть.

Помните, сам Бог сказал что Иов непорочен, справедлив и богобоязнен. Однако, Иов завершает свои доводы обвинениями Бога:

Он либо не управляет миром по закону справедливости. Либо, что ещё хуже, сам несправедлив”.

Друзья же не соглашаются с этим. Они утверждают, что Бог справедлив. Из их рассуждений следует, что Бог всегда управляет миром по закону справедливости.

Свою речь они заканчивают обвинением Иова, а не Бога. Иов должно быть сделал что-то очень и очень плохое, раз Бог так наказывает его. Они даже начинают угадывать грехи, которые должно быть совершил Иов.

Иов, конечно же, возражает против всего сказанного. Кроме того, ему уже так надоели эти друзья, что он в конце концов разочаровывается в них. Он просит самого Бога рассмотреть его дело.

Здесь важно понимать, что Иов переживает постоянные эмоциональные перепады.

Раньше он думал, что Бог справедлив. Но теперь он не может согласовать это со своими страданиями, и поэтому в момент сильного душевного напряжения Иов обвиняет Бога в жестокости.

В какой-то миг он даже заявляет, что Бог виновен во всей несправедливости мира. Произнося эту мысль он ужасается, потому что хочет надеяться и верить, что Бог действительно справедлив.

В этой части книги Иов говорит и говорит, а потом наконец делает последнее заявление о своей невиновности, и требует, чтобы Бог сам ему всё объяснил. В этот момент появляется Елиуй вузетянин, ещё один друг Иова. Хотя он и не израильтянин, но имя у него еврейское.

У Елиуя та же предпосылка в рассуждениях, что и у Иова с друзьями. Он утверждает, что Бог справедлив, а это значит, что Он всегда управляет вселенной должным образом. Но затем Елиуй делает более глубокий вывод относительно того, почему страдают хорошие люди.

Это необязательно наказание за какой-то грех сделанный в прошлом.

Бог может допустить страдания как предупреждение, чтобы помочь людям избежать греха в будущем. Он также может использовать боль и страдание для формирования характера, или, чтобы преподать людям ценные уроки.

Елиуй говорит, что знает причину страданий Иова, но считает что Иов не прав, когда обвиняет Бога в несправедливости. Иов даже не отвечает Елиуйу и на этом диалоги заканчиваются, словно древняя мудрость исчерпала себя так и не разгадав тайну страдания.

Путешествие по миру

Внезапно начинается буря, из которой слышится голос Бога обращающийся к Иову. Сначала Он отвечает на обвинение Иова в том, что несправедлив и неправильно управляет вселенной. Для этого Бог берёт Иова в виртуальное путешествие по вселенной, задавая ему вопросы о порядке мироздания и его происхождении.

Где был Иов, когда Бог полагал основания земли и размещал созвездия. Давал ли Иов когда-либо приказание утру и указывал ли заре её место.

Бог следит за всеми деталями вселенной, о которых Иов даже никогда не задумывался.

Затем Бог вдается в подробности жизни животных говоря о том, как пасутся горные козлы, как рождают лани, как львы и дикие ослы находят себе пищу. В чём суть всего этого?

Помните предположение Иовы и его друзей о том, что Бог должен править миром по закону справедливости. В основе этого лежит ещё одна скрытая предпосылка, а именно уверенность, что Иов и его друзья имеют достаточно широкий спектр жизненных знаний, чтобы утверждать, как Богу следует действовать.

Чтобы развенчать эти представления, Бог и проводит свой виртуальный тур по миру. Так Он демонстрирует, что вселенная это огромная и очень сложная система, за которой Он всё время наблюдает.

Вплоть до каждой её детали.

В отличие от Бога, Иов обладает ограниченным кругозором и жизненным опытом. Поэтому то, что для Иова кажется Божьей несправедливостью, следует рассматривать в несравненно большем контексте. Иов просто не вправе выдвигать Богу настолько серьёзное обвинение.

Завершив виртуальный тур, Бог спрашивает Иова не хотел ли бы он, хотя бы на день, взять на себя управление миром, согласно закону справедливости, о котором говорит он и его друзья. То есть, каждый миг наказывать соответствующим образом каждый проступок каждого человека.

Дело в том, что осуществление правосудия в мире подобном нашему чрезвычайно сложное занятие.

Эти вопросы никогда не бывают только чёрными или белыми, как думают Иов и его друзья.

Разговор Бога и Иова

В заключении Бог говорит о двух фантастических созданиях: бегемоте и левиафане. Некоторые считают, что это поэтические образы гиппопотамы и крокодила.

Но скорее всего, они относятся к известным существам из древней ближневосточной мифологии, которые в других местах Библии служат символами беспорядка и опасности, также существующими в чудесном Божьем мире.

Эти существа не злы, ведь Бог даже хвалиться ими. Но они не безопасны для человека. Дело в том что Божий мир удивителен и прекрасен, он не совершенен и не всегда безопасен.

В Божьем мире есть порядок и красота, но в нём также есть необузданность, и даже опасность подобно этим фантастическим созданиям. Здесь мы возвращаемся к самому главному вопросу о страданиях Иова: почему в Божьем мире существует страдание? Будь то страдания из-за землетрясений диких животных или от других людей.

Бог не дает объяснений. Он говорит, что мы живем в удивительном, но чрезвычайно сложном мире. Который, по крайней мере на данном этапе, не может быть свободным от страданий. Вот как отвечает Бог.

Когда Иов поставил под сомнение Божью справедливость, Бог ответил, что у Иова недостаточно знаний о вселенной для подобных заявлений. Иов потребовал от Бога полного объяснения происходящего. Бог же попросил Иова довериться Его мудрости и характеру.

Иов откликается со смирением и покаянием. Он извиняется за то, что обвинял Бога и признаёт, что перешел все дозволенные границы. И здесь мы приходим к эпилогу завершающему книгу.

Заключение книги

Во-первых, Бог говорит что друзья Иова ошибались. Их идеи о Божьей справедливости были слишком просты. Они не соответствовали ни сложности мироздания, ни Божьей мудрости. Иов же говорил о Боге правильно. Это удивительно, так как точно не может относиться ко всему, что было им сказано.

Он делал поспешные и даже неправильные выводы. Но всё же Бог не отвергает его борений. Всё это потому, что Иов искренне пришел к Богу со всеми своими эмоциями и болью, желая говорить с ним на прямую.

Бог показывает, что именно в таком молитвенном борении нам и следует проходить через страдание.

Книга заканчивается тем, что Бог возвратил Иову здоровье, семью и всё, что он имел до этого. Но не как награду за хорошее поведение. А как дар Божьей милости. Этим всё и завершается.

Книга Иова не отвечает на вопрос почему с хорошими людьми случается что-то плохое. Но она призывает нас доверять Божьей мудрости, а не пытаться выяснять причины почему нас постигают страдания.

Ища причины, мы склонны подобно друзьям Иова слишком упрощать Бога или же, подобно Иову, обвинять Его, основываясь лишь на своих ограниченных знаниях.

Книга приглашает нас честно приносить Богу нашу боль и горе, верить в Его заботу и в то, что Он знает, что делает.

Вот о чём повествует книга Иова.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт