Эта провокационная история о мятежном пророке, который обижается на Бога за Его любовь к врагам. Она имеет уникальное отличие от других пророческих книг Ветхого Завета, потому что те, как правило, представляют собой прямую передачу Божьих повелений.
Тогда как эта книга фокусируется не на словах пророка, а на его истории. Причём честно показывает негативные стороны главного героя.
Кроме этой книги, пророк Иона упомянут в Ветхом Завете ещё один раз, во времена правления Иеровоама II, одного из худших царей Израиля. Тогда Иона пророчествовал в его пользу, обещая, что тот выиграет битву и вернёт Израилю северные территории.
При этом важно знать, что пророк Амос также обращался к Иеровоаму, и через него Бог отменил сказанное Ионной пообещав, что в итоге Иеровоам потеряет все эти земли, так как отвратительно себя ведёт. Вот почему даже до начала истории об Ионе, мы уже имеем сомнения насчёт его личных качеств.
Содержание книги
Вместе с тем в этой книге прекрасные структуры, использующие параллельные сюжеты и симметричное построение.
У нас есть две главы: первая и третья, рассказывающую историю встречи Ионы с представителями других народов.
Сначала с некоторыми моряками, а затем и с ненавистными врагами нинивитянами. Причем в каждой из этих глав очень ярко показан контраст между эгоизмом пророка, и смирением и раскаянием язычников.
Во второй и четвертой главах записаны молитвы Ионы. В одной Иона каяться, если это можно назвать покаянием, а в другой он выражает своё возмущение тем, что Бог слишком добр.
Тщательно продуманная структура книги сочетается с уникальным стилем повествования. История полна стереотипных персонажей, которые на удивление делают прямо противоположное тому, что вы от них ожидаете.
Моряки, которые обычно ведут себя аморально, но здесь имеют мягкие раскаявшиеся сердца и в смирении обращаются к Богу. Так же мы видим царя самой могущественной и самой жестокой империи на планете, который, однако, склоняется перед Богом услышав проповедь всего из 5 слов. Удивительно, но каются даже царские коровы.
Сегодня мы бы назвали такое описание сатирой. Обычно этот жанр показывает как типичные герои ведут себя в нестандартных ситуациях, а также использует юмор и иронию, чтобы раскритиковать глупость и различные недостатки характера.
Итак, давайте погрузимся в эту книгу и посмотрим как в ней развиваются события.
“Смерть” Ионы
История начинается с того, что Бог обращается к Ионе и поручает ему проповедовать против злодеяний и несправедливости Ниневии, столицы Ассирийской империи и злейшего врага Израиля.
Но вместо того, чтобы устремиться на восток в Ниневию, Иона идёт в противоположном направлении и находит корабль, плывущей далеко на запад в Фарсис.
У нас возникает серьезный вопрос: почему? Почему Иона бежит? Может он испуган? Или просто не любит ниневитян? Ответ нам пока неизвестен.
Однако, Божий человек пытается убежать от самого Бога. Он садится на корабль вместе с языческими моряками, спускается в трюм и засыпает. Тогда Бог посылает великую бурю, чтобы разбудить своего пророка, а моряки на палубе наблюдают за всем, что дальше происходит.
Они понимают, что здесь задействована Божья сила, поэтому бросают жребий и узнают, что виновником является Иона. Моряки требуют объяснений, а он хвастливо вываливает на них целый ворох религиозных фраз.
Он говорит:
“я Еврей (Иври), чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу”.
Как глупо, не правда ли? Бог сотворил море и сушу, а Иона настолько безрассуден, что решился бежать от такого Господа на корабле?
И когда моряки спрашивают Иону, что им делать, он отвечает:
“Просто убейте, меня выбросив за борт”.
На первый взгляд, это может показаться благородным. Однако, на самом деле, является едва ли не самым эгоистичным из всех поступков Ионы. Ведь мало того, что таким образом он точно не попадает в Ниневию, так ещё и подталкивает ни в чём неповинных моряков к убийству.
Они делают это, вопреки своему желанию, но каются перед Господом уже в тот момент, когда бросают его в воду. Затем шторм стихает, и моряки испытывают перед Богом Израиля чувство глубокого благоговения. В отличие от Ионы, теперь именно они по настоящему поклоняются Творцу.
А тем временем, Бог расстраивает планы своего пророка, который пытается избежать путешествия в Ниневию. Когда Иона тонёт, Бог предоставляет ему необычную подводную могилу — желудок большого морского существа.
Конечно же, в нормальных обстоятельствах такое привело бы к стопроцентной гибели, но в этой истории всё происходит наоборот. Как раз смертоносный подводный транспорт и возвращает пророка к жизни.
Находясь в желудке этого чудища, Иона произносит молитву. В ней он, по сути, не выражает истинного раскаяния, но всё же благодарит Бога за то, что Тот не оставил его и он обещает, что с этого момента будет повиноваться Богу ни смотря ни на что.
Реакция Бога довольно неожиданная. Кит изрыгает Иону на побережье, и Бог снова поручает пророку идти проповедовать в Ниневии. Только на этот раз, тот соглашается.
Нам сказано, что Ниневия была просто гигантским городом и, чтобы пройти его, требовался не один день.
Ниневия обретает Божью милость
Итак, Иона приходит и проповедует:
“Ещё 40 дней и Ниневия будет разрушена”.
На древнееврейском в этом предложении всего пять слов. Его проповедь очень короткая, и к тому же, довольно странная.
Обратите внимание на то, чего в ней не хватает. Здесь нет упоминания о том, что именно ниневитяне делали неправильно или что теперь должны делать, чтобы покаяться. Также не упоминается о том, кто может их уничтожить и, самое главное, не говорится о Боге.
Что же происходит? Сознательно ли Иона дал им самый минимум информации?
Выглядит так, будто он пытается испортить собственную проповедь и, тем самым, хочет гарантировать уничтожение ниневитян. Похоже, что он просто умывает от этого руки.
Однако, каковы бы ни были его мотивы, этот план не срабатывает. Как только Иона провозглашает свои пять слов, царь Ниневии и весь город (включая даже скот), каются в прахе и пепле. И так злые язычники во второй раз показывают, что они более восприимчивы к слову Божьему, чем сам пророк.
В ответ Бог прощает ниневитян и не разрушает город. И вот теперь следует самая интересная часть истории.
Последнее слово короткой проповеди ионы “разрушена”, также имеет значение “перевернута”. Это может относиться к тому, что город будет ниспровергнут и уничтожен, подобно Содому и Гоморре. Но также может использоваться, когда речь идёт о чем-то, что преображается, то есть переворачивается и изменяется на нечто противоположное.
Так что слова Ионы и вправду сбылись, но совсем не так, как он того хотел. Ниневия действительно повержена в прах и пепел. Но только потому, что враги Ионы каются. В результате чего и обретают милость Божью.
Прощение Бога
Последняя глава объединяет все части истории. Иона просто кипит от злости и произносит свою вторую молитву.
Сначала он объясняет Богу почему убегал в первой главе. Это было не из-за страха. Напротив, он поступал так, потому что знал насколько Бог милостив.
Здесь Иона цитирует Господа, говорящего о самом себе в книге Исход, а затем обвиняет Бога его же словами.
Он говорит, что знал о том, что Бог сострадательный и просто хочет найти способ простить этих ужасных ниневитян. Фактически, в словах Ионы звучит отвращение. В итоге он обрывает свою речь и начинает молиться, чтобы Бог немедленно его убил. Он предпочёл бы лучше умереть, чем жить с Богом, который прощает своих врагов.
К счастью для Ионы, Бог не соглашается с этим, а просто спрашивает имеет ли такой гнев какие-либо основания. Иона игнорирует вопрос и выходит за город, чтобы расположиться на соседнем холме и посмотреть чем всё закончится.
Он наверное надеется, что ниневитяне пожалеют о том, что раскаялись и, в итоге, все-таки получат по своим заслугам. Однако, события и дальше развиваются непредсказуемо.
Кульминация книги
Бог взращивает вьющееся растение, которое защищает Иону от солнца и пророк очень этому рад. Но затем, Бог посылает маленького червя, который подтачивает корень и в результате Иона лишается тени.
Сидя под палящим солнцем, пророк снова просит Бога забрать его жизнь, а Бог снова спрашивает Иону, оправдана ли его ярость. И он огрызается, говоря:
“Да, конечно! Просто дай мне умереть”.
И это его последние слова в описанной истории, так как книга завершается объяснением Бога.
Он говорит, что этот случай с растением был просто попыткой достучаться до Ионы. Пророк настолько обеспокоен и огорчен судьбой растения, хотя наслаждался им всего один день.
Поэтому Бог спрашивает его, а разве люди не ценнее растений. Неужели не нормально то, что Бог испытывает похожие чувства и проявляет заботу о городе Ниневии, в котором находятся тысячи заблудших людей, а также их животные.
Книга заканчивается вопросом к Ионе, не против ли он, чтобы Бог простил его врагов. И об ответе здесь не говорится, потому что речь идёт не только об этом пророке.
Есть над чем подумать
В первую очередь, книга адресована читателю, а вопросы, которые задаёт Бог, на самом деле обращены к нам.
Согласны ли вы с тем, что Бог любит вашего врага?
Книга как будто бы держит зеркало перед людьми, которые ее читают. В Ионе мы ясно узнаем наихудшие черты собственного характера, и это должно привести нас к смирению перед Богом, а также к благодарности Ему за то, что Он любит даже своих врагов, и проявляет терпение не только к Ионе, но и ко всем нам.
Это необычная история становится посланием благой вести, которая с одной стороны говорит о необъятной Божьей милости, а с другой до глубины души нас обличает.
Вот о чём повествует книга пророка Ионы.