Обзор: Иоиль

Ветхий Завет

Это краткий сборник пророческих поэм, одновременно и впечатляющих, и весьма загадочных. Эта книга выделяется на фоне других по нескольким причинам.

Прежде всего, здесь нет явного указания, когда она была написана. Но, скорее всего, это произошло в период Ездры и Неемии после возвращения из плена, потому что пророк упоминает Иерусалим и храм, но ничего не говорит о царях.

Также уникально то, что Иоиль хорошо знаком со многими другими книгами Священных Писаний. Он цитирует таких пророков, как:

  • Исаия;
  • Амос;
  • Софония;
  • Наум;
  • Авдий;
  • Изекиль;
  • Малахия;
  • и даже ссылается на книгу Исход.

Это связано с последней отличительной чертой. Иоиль нигде не обвиняет Израиль в каком-то конкретном грехе. Как и многие другие пророки, он возвещает грядущий Божий суд, который противостанет грехам Израиля, но нигде не говорит каким именно.

Скорее всего, Иоиль предполагает, что его читатели знакомы с другими пророческими книгами и уже знают о непослушании израильтян.

И так, вместе эти три особенности помогают нам лучше понять такую небольшую, но очень увлекательную книгу. Сам Иоиль — библейский автор, который хорошо знает более ранние Библейские писания и размышления. Они не только помогают ему понять трагические события своего времени, но и дарят надежду на будущее.

Давайте перейдём к изучению этой книги.

День Господень

В 1-2 главе, Иоиль рассказывает о Дне Господнем. Это ключевая тема пророческих книг, которая описывает нам события прошлого, когда Бог могущественно спасал свой народ и явно противостоял злу.

К примеру, вспомните о казнях из книги Исход. Однако, пророк также видит, что минувшие события указывают нам на будущее, когда Бог снова противостоит злу. Причём не только среди своего народа, но и в других нациях. Таким образом, принесёт спасение всему миру.

В 1-2 главе Иоиль записывает 2 поэмы посвящённые этой теме.

Первая глава говорит нам о прошедшем Дне господнем. Он начинает её с напоминания о недавнем бедствии, когда нашествие саранчи опустошило Израиль. Подобное описание перекликаются с Днём Господа в Египте.

Но в этом случае саранча послана на Израиль, поэтому Иоиль и призывает старейшин и священников показать народу пример покаяния и молитвы. А потом сам присоединяется к кающимся священникам.

Вторая глава подхватывает эту идею, так как имеет такой же поэтический замысел и сохраняет тот же ход мысли. Здесь Иоиль возвещает ещё один день Господень, но на этот раз он говорит о будущем.

Очередное бедствие

На Иерусалим надвигается очередное бедствие. Оно похоже на ещё одно нашествие саранчи, но теперь описывается в военных терминах и, почти что космических образах.

В этот раз, саранча это посланная Богом армия, которая наступает словно конница и уничтожает всё на своем пути. Солнце темнеет, земля дрожит, а Иоиль провозглашает, что День Господень страшен.

Пророк снова призывает людей к молитве и покаянию. Он говорит как это сделать:

Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии”.

Другими словами, Иоиль знает, что покаяние может быть просто спектаклем, которые вы устраиваете, чтобы избежать неприятностей. Но Бог не заинтересован в этом. Он хочет настоящих перемен, а именно чтобы его народ перестал проявлять эгоцентризм и зло.

Так что далее, Иоиль говорит почему Израилю нужно покаяться. Потому что Бог милостив и сострадателен. Он медлен на гнев, и полон любви. Пророк цитирует книгу Исход, напоминая как Бог простил Израиль после того, как они сделали золотого тельца.

Из этой истории Иоиль узнаёт, что Божья милость и любовь сильнее, чем Его гнев и суд. Поэтому Он призывает священников творить дела покаяния и просить Бога пощадить свой народ. Сразу после этих двух поэм картина меняется.

Покаяние Иоиля

Мы читаем краткое повествование о Божьей реакции на раскаяние Иоиля и всего народа. Бог решает помиловать эту землю и сжалиться над своими людьми. Затем Он обещает обратить разрушительные последствия Дня Господнего во благо и даровать после суда своё спасение.

Сначала Бог собирается нанести поражение наступающим, как саранча захватчикам. Он обещает изгнать и полностью сокрушить эти полчища.

Затем Он желает восстановить опустошенную землю и вернуть её к жизни, снова наполнив изобилием, а главное, говорит Бог, среди его народа будет постоянно пребывать Его Божественное присутствие.

Оно станет реальным и доступным для всех и каждого.

Итак, до этого момента, в пророческих поэмах говорилось об Иоиле, который стремился показать Израилю как их грех привёл к бедствию и Божьему суду, а также о том, что милосердный Бог не лишает людей надежды. Вместе с тем во всех событиях прошлого, Иоиль видит прообраз Дня Господнего грядущего в будущем.

Конец книги Иоиля

Поэтому в заключительном разделе книги, он пишет ещё три поэмы, которые предлагают нам три Божьих ответа. Здесь автор переплетает образы из других пророческих книг и описывает нам картины, несущие надежды для всего творения.

Надежда на Божье присутствие среди его народа выражается в обещании того, что однажды в будущем, Дух Божий наполнит не только храм, но и всех Божьих людей.

Здесь Иоиль опирается на обетования из книг Исайи, Иеремии и Иезекииля. Дух Божий придёт, чтобы изменить свой народ и сделать людей способными по-настоящему любить Бога и следовать за Ним.

Затем Иоиль обращается к Божьему обетованию о том, что он противостанет  угрожающим захватчикам. Пророк видит сходство опустошающей саранчи с надменными и жестокими народами своего времени, которые лишь грабят и угнетают других.

При этом, он опирается на обетование из книг Исайи, Софонии и Иезекииля о будущем Дне Господнем. В тот день Бог:

  • выступит против зла среди всех народов, обратив их насилие против них самих;
  • восстановит справедливость;
  • исправит все беззакония.

В конце Иоиль обращается к образам говорящим о восстановлении земли, в которых он видит надежду на обновление всего творения. Здесь он опирается на обетование из книг Исайи, Иезекииля и Захарии, согласно которым за последним Божьим судным днём последует восстановление всего мира.

Божье присутствие, как река потечёт из Иерусалима и принесёт обновление всему сущему. Это будет новый Эдем.

Поэма заканчивается словами о Божьем прощении и милосердии, благодаря которым и произойдут все эти изменения. Таким образом, в маленькой книги пророка Иоиля рассматриваются глубокие темы человеческого греха и падения. А также их разрушительные последствия для всего мира.

Но также в ней говорится о Божьем желании проявить милосердие к тем, кто признает свой грех и исповедует его. Всё это даёт нам надежду на то, что однажды Бог одолеет зло не только в нашем мире, но и в нас самих. А Его исцеляющее присутствие обновит всё творение.

Вот о чём повествует книга пророка Иоиля.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт