Обзор: Иезекииль 34-48

Ветхий Завет

В предыдущей раз, мы познакомились с израильским священником Иезекиилем, живущим в Вавилоне среди других пленников. Ему открывается удивительная Слава Божьего присутствия, которая ранее являлась в храме, но увидел он её только в Вавилоне. Дальше становится ясно почему это произошло.

Причина в идолопоклонстве и нечестие Израиля, который фактически выжил Бога из Его собственного храма. И хотя надежда на будущее ещё не исчезла, сперва книга передаёт пророчества Иезекииля о Божьем суде. Сначала такой суд состоится над Израилем, а затем и над окружающими его народами.

Поворотный момент наступает в тридцать третьей главе.

Иезекииль получает весть о том, что вавилонская осада Иерусалима закончилась падением города, храм разрушен и мрачные слова предупреждения, сказанные пророком, теперь стали реальностью.

Изгнание было самым ужасным бедствием, которое когда-либо случалось с Израилем. Это подняло серьезные вопросы о том, не навсегда ли Бог покинул свой народ.

Но как вы помните, в конце 11 главы Бог обещал, что у Израиля есть будущее даже после плена. Этому видению Иезекииля о надежде и посвящена вторая половина книги. Надежда для Израиля, затем для народов, а затем и для всего творения.

Долина со скелетами

Надежда для Израиля начинается с Божьего обещания воздвигнуть нового Давида. Будущий Царь Мессия станет именно таким лидером, который всегда был нужен Израилю, но какого у них никогда не было. Под управлением Царя Мессии Израиль станет новым преображенным народом.

Бог решит проблему их непокорности, дав им новое сердце (что когда-то и было обещано Моисею, в конце книги Второзакония). Бог говорит, что Он заберёт их каменные сердца и вложит в людей свой дух, чтобы дать им новые мягкие сердца, способные любить Бога и повиноваться Ему. Эта идея продолжает развиваться в следующем необычном видении.

Иезекииль видит огромную долину, заполненную сухими человеческими костями и скелетами. Бог говорит ему, что это образ или метафора духовного состояния Израиля. Их бунт против Бога привёл к изгнанию и гибели многих людей. Но также эта картина смерти их заветных отношений. Бог говорит Иезекиилю, что его дух придёт, чтобы возродить свой народ.

Дальше начинает дуть сильный ветер, который поднимает кости и наполняет их дыханием и жизнью. Кости обрастают плотью кожей и вскоре Иезекииль видит стоящих перед ним новых людей.

Это видение напоминает историю о сотворении человека во второй главе книги Бытие, где Бог создал Адама из праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Израиль, как и всё человечество взбунтовался против Бога, и это привело к неминуемой смерти. Теперь вся надежда лишь на то, что Бог совершит новый акт творения и преобразит людей настолько, что они смогут по-настоящему жить в отношениях любви с Богом и друг с другом.

Однако, даже после того как становится ясно, что Бог решит проблему зла в сердцах своих людей, всё же остаются нерешенные вопросы. Как, например, насчёт зла, которое по-прежнему свирепствует среди других народов? Или как насчёт будущего Божьего жилища в храме?

Об этом и повествует два заключительных раздела книги, но сперва идут 38 и 39 главы.

История Гога

В них мы читаем о Божьем обещании совершить окончательную победу над злом среди народов, который олицетворяет собой правитель по имени Гог из земли Магог. Это имя происходит из родословной древних царств и земель, о которых говорится в десятой главе Бытия, и относится к могущественным народам далёкого прошлого.

Иезекииль использует это древнее библейское имя как совокупный образ всех жестоких царств. Здесь мы узнаем, что Гог вступает в союз с семью народами с четырех сторон света, что служит собирательным образом всех наций мира.

Это также помогает нам понять почему Иезекииль описывает Гога при помощи символов, которые он ранее использовал, говоря о царе Тира и царе Египта фараоне.

Для Иезекииля, Гог — это смесь самых зловещих и самых жестоких людей во всей Библии. Гог это символ восстания человека против Бога.

Главный сюжет этих глав заключается в том, что Гог противостоит Божьему плану по восстановлению своего народа.

Подобно фараону в книге Исход, Гог стремится уничтожить Божьих людей. Но Бог изливает на Гога свой суд и это описано виде круговорота различных сцен, которые при буквальном прочтении трудно связать в последовательную канву.

Потому что сначала Гог и его армии уничтожаются землетрясением. Затем их дважды поглощает огонь и уже после этого Бог не сходит и поражает Гога и его армию в долине, где они остаются лежать не похороненными на протяжении нескольких месяцев.

Ясно, что эти события полны символизма и аллегорий. Иезекииль как будто демонстрирует нам весь набор своих поэтических инструментов и, таким образом, показывает, как же серьезно Бог нацелен на окончательное поражение человеческого зла, разрушившего созданный Им мир. Ведь именно этим Он и проложит путь для нового творения.

Теперь, после того, как зло потерпело фиаско и среди других народов, последний раздел рассказывает нам, что однажды Божье присутствие вернётся в Его храм и к Его людям, чтобы полностью восстановить весь окружающий мир.

Здесь Иезекииль получает длинное детальное видение нового храма и нового города. Он встречается с небесным гидом, который показывает ему этот новый храмовый комплекс, который намного больше и величественнее, чем храм Соломона. Там есть новый жертвенник, новые священники и совершенно иная система поклонения.

В завершении этой подробной экскурсии, в храм нисходит славный Божий престол, который Иезекииль видел в своем первом видении. Значение видений этого храма было предметом споров на протяжении очень долгого времени.

Одни христианские и иудейские читатели считают, что всё должно исполниться буквально. И что в этих главах представлены реальное описание нового храма, который будет построен, когда Мессия вернется и установит Божье Царство.

Конец книги Иезекииля

В то же время, многие другие иудейские и христианские читатели считают, что это видение, как и все другие видения Иезекииля, переполнены символами. По их мнению, эти картины отображают реальность Божьего присутствия, которое возвращается к своему народу в Царстве Мессии, но не обязательно в форме реального здания.

Какую бы точку зрения вы не выбрали, важно то, что Иезекииль никогда не называет этот город Иерусалимом.

Главы 47 и 48 показывают нам, почему Иезекииль видит маленький ручеек, вытекающий из-под порога храма и его ступеней. Ручеек быстро превращается в бурную реку, которая вытекает из храма и города в пустыню, направляясь в одно из самых неприспособленных для жизни мест на планете земля — в долину Мертвого моря.

Это река оставляет за собой много деревьев, а потом Мертвое море превращается в живое, окруженное растениями и наполненное живыми существами.

Все эти образы взяты из Эдемского сада, описанного в 1, 2 главах книги Бытие. Здесь мы видим насколько грандиозно, на самом деле, видение Иезекииля. Божий план всегда состоял в том, чтобы вернуть всё человечество и всё творение обратно, в свое животворное присутствие.

Итак, книга заканчивается названием этого города сада “Господь там”. Так завершаются видения Иезекииля, исполненные надежды на новое будущее. Новые люди живут в новом мире, который наполнен животворящим Духом Бога и пропитан Божьей любовью и справедливостью.

Вот о чём повествует нам книга Иезекииля.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт