Обзор: Иезекииль 1-33

Ветхий Завет

Иезекииль был священником, который жил в Иерусалиме во время первого нападения вавилонской армии на эту столицу. В тот раз, вавилоняне пощадили город и не разрушили его, однако, увели значительную часть пленных израильтян в изгнание, и среди них был Иезекииль.

Видение Иезекииля

Книга начинается спустя 5 лет после этих событий. Иезекииль сидит на берегу оросительного канала, неподалеку от лагеря израильских беженцев, в котором он тогда жил.

Ему в это время уже не меньше 30, и как раз в этом возрасте он был бы официально назначен священником в Иерусалиме.

Вдруг, Иезекииль видит видение: перед ним возникает приближающиеся штормовое облако, а в этом облаке четыре необычных существа. Их распростертые крылья соприкасаются друг с другом и у каждого из них по четыре лица.

Затем он видит четыре колеса, по одному рядом с каждым из этих существ. Далее становится ясно, что крылья этих существ поддерживают пылающую платформу, на которой находится престол. Он видит на этом престоле как бы подобие сияющий личности, окруженной огнём.

Внезапно Иезекииль осознает, что именно ему показано.

Он называет это явление подобие Славы Господней.

Это сам Бог, едущий на своей царской колеснице. Слово “слава” по древнееврейски “кавод” также означает “тяжёлый” или “весомый”.

Библейские авторы используют его для описания внешнего облика и проявления Божьего величия. Образ этого видения напоминает то, что произошло в книге Исход, когда Бог явился на горе Синай. Это также очень похоже на описание Божьего присутствия над Ковчегом Завета. Именно поэтому видение Иезекииля настолько шокирует.

Попытки предупредить Израиль

Что Божья Слава делает в Вавилоне? Она ведь должна быть над Ковчегом Завета в Иерусалимском Храме?

С этого вопроса и начинается первый раздел, в котором Иезекииль обвиняет Израиль в непокорности.

Бог говорит с Иезекиилем с престола на колеснице и затем посылает его как пророка. Иезекииль должен обличить Израиль в нарушении завета с Богом сразу в нескольких моментах.

Израиль начал служить другим богам и поклоняться идолам, а это привело к вопиющей социальной несправедливости и насилию. Поэтому Бог поручает Иезекиилю предупредить народ.

За первым вавилонским нападением, в результате которого Иезекииль оказался в изгнании, последует второе.

Иерусалиму, его храму и всем живущим там грозит неминуемое уничтожение.

При этом, чтобы донести такое послание Иезекииль использует не только слова. Он также совершает символические постановки, свойственные, скорее, уличному театру.

В частности Иезекииль выходит в людные места и ведёт себя довольно странным образом, изображая пророческое послание в виде различных притчей. Однажды, он соорудил небольшой макет Иерусалима, а затем инсценировал его осаду.

В другой раз сбрил все свои волосы, а затем изрубил их мечом. Но наиболее экстремальным был случай, когда он изобразил из себя козла отпущения из церемонии дня Искупления. А также когда больше года лежал на боку, питаясь едой приготовленной на помёте в знак того, что люди будут вынуждены есть нечистый хлеб во время осады Иерусалима.

Бог уходит в изгнание

Однако, пожалуй, самым печальным было то, что Бог сказал Иезекиилю ещё одну плохую новость. Его никто не будет слушать, Израиль отвергнет его из-за своего огрубелого и ожесточенного сердца.

Это напоминает описание, которое Моисей дал народу взбунтовавшемуся в пустыне.

Тогда он предсказал, что однажды произойдёт такое изгнание, а теперь Иезекииль стал этому непосредственным свидетелем.

Потрясенный увиденным, пророк начинает выполнять данное ему поручение. Примерно через год он видит ещё одно видение. В этот раз оно об Иерусалимском Храме.

Он отправляется в виртуальный тур по храму и наблюдает ужасные вещи, происходящие там в его отсутствие.

Во внешнем дворе перед храмом стоит большой идол. Он также видит, как старейшины Израиля поклоняются иным богам, как снаружи, так и внутри храма. А израильские женщины почитают вавилонского бога Фаммуза.

Введение заканчивается тем, что Божий славный престол-колесница двигается вверх и покидает храм. Слава Божья оставляет эту землю и движется на восток, в сторону Вавилона.

Из 11 главы мы узнаем почему, и как Божья Слава предстала перед Иезекиилем в Вавилоне. Идолопоклонство Израиля и нарушения ими завета стала настолько оскорбительным и вопиющим, что Бог покинул свой храм. По сути они прогнали Его оттуда, и теперь Он отдаёт это место на уничтожение.

Но Бог всё равно не оставляет свой народ. Напротив, Он отправляется в изгнание вместе с ними. В конце этого видения в 11 главе, Бог обещает возвратить остаток Израиля назад в их землю.

Однажды, Он преобразит их, удалив каменное сердце и заменив его сердцем новым и живым. Тогда они смогут любить Бога и по-настоящему следовать за ним. Здесь появляется небольшой лучик надежды, но его быстро заслоняет реальность неизбежного разрушения.

Божий Суд

Вместе с тем 11 глава содержит важный сюжетный поворот, который помогает нам понять замысел остальной части книги.

Три последующих раздела — провозглашение Божьего Суда. Сначала над Израилем, далее над окружающими народами, а затем и над самим Иерусалимом.

После этого, надежда, промелькнувшая в конце 11 главы, снова даёт о себе знать в последних трех разделах книги. Сперва там также говорится о надежде для Израиля, потом для народов, а затем и для всего творения.

Главы с 12 по 24 посвящены Божьему суду, надвигающемуся на Израиль. Здесь есть как поэтические, так и повествовательные тексты. Здесь мы снова видим любовь Иезекииля к притчам и аллегориям. Он изображает Израиль как:

  • сгоревшую бесполезную трость;
  • мятежную жену;
  • пойманного опасного рыкающего льва;
  • двух сестер блудниц.

Так он указывает на безрассудное упорство идолопоклонства израильтян, которые ведут народ в погибель.

В этом разделе Иезекииль также действует как адвокат.

Он начинает с того, что признает, что Иерусалим заслуживает разрушение из-за того, что нарушал Завет на протяжении столетий.

Даже если бы самые праведные люди в мире (такие, как Ной и Даниил) были живы и молились о том, чтобы Бог пощадил Израиль, Бог не принял бы их молитв. К сожалению, всё зашло слишком далеко.

Как следствие, дальнейшее проявление Божьей благости требует, чтобы это поколение Израиля сначала столкнулось с Божьим правосудием. Изгнание неизбежно. Они достигли точки невозврата.

После этого Иезекииль обращает своё внимание на народы непосредственно окружающие Израиль. Затем, на два самых могущественных государства в этом регионе: Египет и Тир.

Израиль вступил в союз с этими народами и принял их богов и идолов.

Бог обвиняется царей Тира и Египта в том, что они высокомерно считают самих себя богами, полагая, что могут определять что правильно, а что неправильно. Бог судит этих царей за гордость и объявляет, что позволит Вавилону их разрушить. Их, подобно всем остальным, так же постигнет Божий суд.

Конец первой части

После напряжения, созданного этими пророчествами, мы читаем в 33 главе небольшую историю.

Иезекииль встречается с беженцем из Иерусалима. Тот сообщает ему, что Вавилон атаковал этот город. Столица пала, а храм разрушен. Мрачные предупреждения Иезекииля теперь стали реальностью.

Но вспомните завершение 11 главы. Это ещё не конец.

Вот о чём говорит первая половина книги Иезекииля.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт