Обзор: Иеремия

Ветхий Завет

Иеремия был израильским священником, который жил и работал в Иерусалиме в последние десятилетия Южного царства Иудеи.

Он был призван стать пророком, и предупредить Израиль о серьезных последствиях нарушения Завета с Богом, по причине их идолопоклонства и нечестии.

Он даже предсказал что Вавилонская империя придёт в качестве Божьего слуги, чтобы осуществить суд над Израилем, разрушив Иерусалим и захватив в плен его жителей. К сожалению, эти слова стали реальностью. Иеремия пережил разрушение Иерусалима и лично стал свидетелем изгнания.

Кстати, эта книга появилась очень интересным образом. В тридцать шестой главе говорится, что после 20 лет служения в Иерусалиме, Бог поручил Иеремии собрать все свои проповеди, поэмы и очерки. Что тот и сделал с помощью писца, которого звали Варух.

Именно он зафиксировал и изложил весь этот материал в одном свитке.

Кстати, Варух также включил в него много историй о самом Иеремии, объединив все эти части вместе. Вот почему эта книга читается как антология или собрание сборников. В ней всё задумано так, чтобы представить этого пророка как посланника Божьего правосудия и Его благодати.

Вступление

Книга начинается с того, что Бог призывает Иеремию на служение пророка. Причём ему дается двойное задание. Он будет пророком не только для Израиля, но также и для других народов.

Его слова будут искоренять и разрушать, но также насаждать и созидать.

Другими словами, он будет обвинять Израиль и предупреждать его о грядущем Божьем суде, но также передаст и послание надежды на будущее.

Таким образом, это вступление отлично обобщает первый большой раздел главы с 1 по 24. Это собрание писаний Иеремии до изгнания. Основная идея здесь в том, что Израиль нарушил завет, который был ранее заключен с Богом. А также отверг все условия этого соглашения, записанные в законе.

Используя множество способов они начали поклоняться самым разным ханаанским богам, построив капище этим идолам по всей своей земле. Иеремия нашёл подходящую метафору, которая изображает идолопоклонство как прелюбодеяние.

Чтобы описать служение Израиля иным богам, он использует сравнение с

  • проституцией;
  • распущенностью;
  • неверностью.

Иеремия также неоднократно обвиняет израильских лидеров, священников, царей и других пророков в том, что они стали нечестивыми.

Они оставили закон и завет, что привело к трагическому результату и вопиющей социальной несправедливости.

Наиболее уязвимые люди в израильских общинах (вдовы, сироты и переселенцы) использовались другими в корыстных интересах, что являлось прямым нарушением заповеди закона. Тогда как израильским лидерам, похоже, до этого не было дела.

Классический отрывок, который объединяет все эти идеи вместе, находится в 7 главе. Он называется “Проповеди Иеремии в храме”. Израильтяне приходят туда поклоняться Богу, как будто всё по-прежнему в порядке. Но вне храма они поклоняются другим богам, а некоторые даже приняли ужасающую ханаанскую практику жертвоприношений детей.

Поэтому Иеремия делает крайне непопулярное заявление. Он говорит о том, что Бог Израиля намерен судить их, Он собирается разрушить свой собственный храм и наказать Израиль, послав им врага идущего с севера. Бог позволит этой армии завоевать Иерусалим.

Читая дальше вы узнаете, что Он говорит здесь о великой Вавилонской империи.

Это подводит нас к новой теме в двадцать пятой главе.

Надежда Израиля

Израиль не обратился к своему Богу, и поэтому в первый год нового вавилонского царя Навуходоносора, Бог говорит Иеремии провозглашать о том, что Вавилонская армия направляется к Израилю и всем его соседям, чтобы завоевать их и отправить в изгнание на 70 лет.

Он сравнивает Вавилон с чашей вина, наполненной до краев справедливым Божьим гневом, из-за нечестия и идолопоклонства Израиля. Бог заставит Израиль, и другие народы пить из этой чаши.

Кстати, эта глава является ключевой по отношению к замыслу книги, потому что всё, что последует дальше, будет сосредоточено на предстоящей атаке Вавилона.

В главах с 26 по 45, речь идёт об Израиле. А затем, в главах 46 по 51, о других народах.

Прежде всего, раздел об Израиле содержит истории о том, как Иеремия умолял людей обратиться и как он, вплоть до последней минуты, предупреждал их об опасности. Но лидеры Израиля продолжали его отвергать. Раздел заканчивается большим количеством историй о том, как Иерусалим пребывал в осаде и, в итоге, был разрушен Вавилоном.

Там же мы читаем о том, как Иеремию всё это время преследовали и как, в конце концов, группа израильских повстанцев похитила его и насильно отвела в Египет. Дальше, посреди всех этих мрачных историй о бедствиях и суде, находится собрание проповедей Иеремии о будущей надежде Израиля. Они основываются на предсказаниях Моисея из 30 главы книги Второзакония.

Там сказано, что даже после того, как Израиль нарушит Завет и отправиться в изгнание, Бог не оставит свой народ.

Напротив, Он обновит с ними свой завет и изменит их сердца. Иеремия раскрывает детали этого обещания и говорит, что однажды Бог напишет заповеди закона не на каменных скрижалях, а на сердцах своих людей.

Он исцелит их от непослушания, чтобы они смогли по-настоящему любить Его и верно за Ним следовать. Поэтому однажды Израиль вернётся в свою землю. Туда придет Мессия из рода Давида, а все народы признают Бога Израиля как истинного Господа.

Судьба Вавилона

Эти главы показывают, что несмотря на отступничество Израиля, Бог не позволит греху поставить последнюю точку. Напротив, Его верность не смотря ни на что приведёт к исполнению Его обещаний.

После этого мы находим большой сборник поэм о том, как Бог собирается использовать Вавилон, чтобы судить народы вокруг Израиля.

В частности:

  1. Египет.
  2. Филлистию.
  3. Моав.
  4. Едом.
  5. Аммон.
  6. Асор.
  7. Дамаск.

Самые длинные поэмы почему-то сохранены напоследок.

Они говорят о Божьем грядущем суде над самим Вавилоном. Хотя Бог и использовал этот народ для исполнения своего правосудия, это не значит, что Он поддерживает их насилие и идолопоклонство. А потому Вавилон тоже попадёт под действие Божьего суда.

Как следствие, Иеремия осуждает гордость и беззаконие этого народа.

Интересно то, что Вавилон имеет здесь колоссальное значение. И его описание напоминает нам этот же город из 11 главы книги Бытия.

Там он стал прообразом всех мятежных народов. Они хвалились своим богатством и военной доблестью, но Бог позволит этим людям принять заслуженное наказание.

Конец книги Иеремии

Книга заканчивается историей, взятой из завершения 4 книги Царств. Она рассказывает о последнем нападении Вавилона на Иерусалим.

О том, как это армия:

  • разрушила городские стены;
  • сожгла храм;
  • увела народ в изгнание.

История показывает как осуществились предостережения Иеремии о суде, записанные в главах с 1 по 24. Но затем, всё заканчивается коротким рассказом об израильском царе Иоакиме, взятом в плен наследниками рода Давида. Вавилонский царь освобождает его из тюрьмы, проявляет к нему благосклонность, приглашает его до конца жизни обедать за своим столом и книга приходит концу.

В этом можно заметить проблеск надежды, которая напоминает нам обещание Иеремии в главах с 30 по 33. Бог не оставил свой народ, и не забыл обетование о будущем царе, который придет из рода Давида.

Несмотря на то, что эта книга содержит огромное количество предостережений и описаний суда, в её самых последних словах звучат нотки надежды на будущее. Вот о чём повествует нам книга Иеремии.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт