Обзор: Ездра-Неемия

Ветхий Завет

Во многих современных переводах Библии, эти книги являются отдельными, но такое разделение произошло лишь спустя много лет. В оригинале это была одна книга, написанная одним автором. Её действие происходит после того, как вавилоняне разрушили Иерусалим и храм, и увели многих людей в плен.

История книги

Книга подхватывает развитие событий примерно 50 лет спустя, и рассказывает о возвращении некоторых израильтян в Иерусалим, а также о том, что происходило когда они восстанавливали город и жили в нём.

В частности, она фокусируется на трёх ключевых лидерах, которые возглавляли работы по восстановлению:

  1. Зоровавель.
  2. Ездра.
  3. Неемия.

Замысел книги фокусируется на деятельности каждого из этих лидеров.

Зоровавель приводит в Иерусалим большую группу людей, чтобы восстановить там храм. Затем, примерно через 60 лет, Ездра приходит в Иерусалим, чтобы учить закону и восстанавливать город. А затем, за ним следует Неемия, который руководит восстановлением стен Иерусалима.

Эти три истории схожи между собой. Каждая из них начинается с того, что Бог побуждает царя Персии послать в Иерусалим лидера и предложить ему ресурсы и поддержку. Затем каждый лидер сталкивается с противостоянием, которое он всё же преодолевает, но в итоге это приводит к неожиданному спаду на каждом из трёх этапов.

Так что давайте посмотрим, как все эти события укладываются в одну целостную картину.

Восстановление храма

История начинается с персидского царя Кира. Бог побуждает его разрешить народу, который был в плену, вернуться в Иерусалим и отстроить храм. Автор говорит, что это является исполнением обетования данного пророком Иеремией о том, что пленники однажды вернуться в Иерусалим.

Осуществление этого предсказания должно зажечь в нас надежду на исполнение многих других пророческих обетований, которые говорят о том, что пленение не было концом истории.

В частности, у нас есть надежда на грядущего царя из рода Давида, на восстановление храма, в котором Бог будет обитать со своими людьми, и на то, что Он воцариться над всеми народами и принесёт им благословение, как и обещал Аврааму.

Как раз с надеждой на исполнение всех этих обетований, мы читаем историю о Зоровавеле, его имя означает потомок Вавилона. Он представляет поколение рожденное в вавилонском пленении, и возглавляет волну израильтян возвращающихся в Иерусалим.

Поселившись там, они восстанавливают жертвенник для жертвоприношений, а затем и сам храм. Церемония закладки фундамента, а затем и окончательное посвящение храма — ключевые моменты повествования. Но при этом важно помнить историю посвящения Скинии и предыдущего храма.

Тогда на них сходило огненное облако Божьего присутствия, которое говорило о том, что Бог обитает со своим народом, но сейчас этого не происходит. Однако, хотя некоторые иудеи радуются новому храму, старики, которые видели прежний Храм Соломона, громко плачут от горя. Это совсем не похоже на их славное прошлое и не соответствует надеждам на будущее.

Именно здесь мы и встречаемся с первым противостоянием восстановлению. И это довольно странная история.

Внуки израильтян, которые не были взяты в плен, всё это время жили в Иерусалиме. И теперь пришли, чтобы предложить свою помощь в восстановлении храма, но Зоровавель отказывается.

Он говорит:

Не строить вам вместе с нами дом Богу нашему”.

И это, конечно, порождает конфликт, который в конце концов разрешается.

Вместе с тем ситуация выглядит очень неоднозначно, потому что пророки издревле возвещали о времени, когда все колена Израиля соберутся с остальными народами, чтобы вместе поклоняться Богу в Его наступившим Царстве.

Так что, мягко говоря, это момент большого разочарования.

Ездра

В следующей части книги мы переносимся на 60 лет вперёд и знакомимся с Ездрой. Он был лидером среди израильтян всё ещё находящихся в Вавилоне. Царь персидский назначает его лидером следующей волны евреев, которые должны возвратиться в Иерусалим.

И хотя Ездра хочет добиться духовного и социального возрождения своего народа, мы снова подходим к ещё одному печальному моменту в этой истории.

Ездра вдруг узнает, что многие из израильтян, которые ранее вернулись из плена, начали создавать семьи с теми, кто всё это время жил вокруг Иерусалима. Некоторые из этих людей принадлежали к другим народам, хотя, наверняка, среди них были и израильтяне.

Затем Ездра обращается к закону, где сказано, что Израиль должен быть святым и отделенным от древних хананеев. Он говорит, что люди живущие вокруг Иерусалима ведут себя как раз как хананеи. Они могут развратить переселенцев. Поэтому Ездра совершает искреннюю молитву покаяния.

Затем он собирает всех лидеров и принимает закон о разводе, в котором говорится что все эти браки должны быть расторгнуты, а женщины и дети отпущены.

Как мы видим далее, этот закон был выполнен только частично. Здесь даже приводится список некоторых мужей, отпустивших своих иноплеменных жен. Эта история выглядит странно по нескольким причинам.

Во-первых, Бог не давал Ездре ни одного подобного указания. Его подтолкнули к этому лидеры, которые были в то время в Иерусалиме.

Во-вторых, их современник пророк Малахия сказал, что израильтяне бывшие в плену должны заботиться о чистоте, но также подчеркнул, что Бог занимает позицию против развода. Поэтому неоднозначные результаты указа приводит к разочаровывающему концу.

Это подводит нас к следующей части книги, рассказывающей о Неемии.

Неемия

Он был израильским чиновником, который служил в доме персидского царя. Услышав о разрушенных стенах Иерусалима, он молится Богу, а затем получает разрешение от персидского царя Артаксеркса пойти и восстановить эти стены.

Царь даже даёт ему вооруженное сопровождение и все необходимые ресурсы. Таким образом, когда Неемия приходит в Иерусалим, он начинает стройку и, что интересно, также сталкивается с противостоянием со стороны людей обитающих вокруг города.

В нашей истории опять возникает очередное напряжение. Живущий в то время пророк Захария говорит, что новый Иерусалим в Божьем Царстве будет городом без стен. Что его будет окружать Божье присутствие, а люди из всех наций придут и присоединяться к Божьему народу.

Но Неемия, кажется, действует с противоположным видением. Он сообщает окружающим Иерусалим людям, что им не будет места в этом городе и это, конечно, возбуждает в них враждебные отношения.

В итоге Неемия добросовестно и смело осуществляет своё видение по восстановлению города, но ему приходится строить в присутствии вооруженной охраны.

Мы же задаемся вопросом: разве нельзя было решить этот конфликт по другому?

Следующие две части ведут к завершению книги. Первая положительная, а вторая отрицательная.

Конец книги

Ездра и Неемия объединяют силы, чтобы принести народу духовное пробуждение.

Они собирают всех переселенцев на торжество, где читают закон и обучают весь народ в течение 7 дней. Затем они отмечают древний праздник Кущей, напоминая людям о Божьей верности во времена исхода из Египта и путешествия по пустыне.

Затем израильтяне:

  • исповедуют свои грехи;
  • обновляют с Богом Завет;
  • обещают исполнять все заповеди закона.

Всё это заканчивается большим праздником, который посвящен храму и стенам Иерусалима. Кажется, что это может быть переломным моментом, но всё происходит иначе.

Книга заканчивается на печальной ноте.

Осматривая город, Неемия обнаруживает, что народ не выполняет свои обеты верности Завету. В результате вся работа Зоровавеля сведена на нет. Поскольку Неемия видит, что дом Божий находится в запустении, а служения несут не соответствующие люди.

Затем он обнаруживает, что работа Ездры также находится под угрозой. Оказывается, что все нарушают закон, работая в субботу. Это также касается его собственного труда по восстановлению стен, потому что люди торгуют возле них и работают в субботу.

От увиденного Неемия впадает в ярость.

Он бьёт этих людей, хватает их за волосы и кричит на них, чтобы они исполняли заповеди Торы. Его последние слова это молитва, чтобы Бог помянул его за то, что он хотя бы старался что-то сделать.

На этом книга и заканчивается.

Замысел всей книги

Всё это очень странно, но мы были к такому готовы, верно?

Эти разочаровывающие моменты намерено вплетены в замысел книги, и потому возникает вопрос: какой особенный вклад она вносит в Библейскую историю искупления?

Как вы помните, книга началась с того, что вселила в нас надежду на пророческие обетования о Мессии, храме и Царстве Божьем. Но почему-то, ничего из этого мы так и не увидели. Хотя Израиль и вернулся в свою землю, его духовное состояние, кажется, осталось таким же, каким было и до изгнания.

И хотя Ездра и Неемия стараются делать всё возможное, но их политические и социальные реформы так и не решают главных проблем, связанных с сердцами людей.

Итак, главный урок книги в том, о чём также говорили пророки Иеремия и Иезекииль: Божий народ нуждается в коренном изменении сердец, и только так они смогут любить Бога и повиноваться Ему.

Поэтому книга действительно заканчивается на печальной ноте, но это должно побудить нас прочитать другие пророческие книги, чтобы узнать, что Бог будет делать дальше и как Он исполнит обетование своего завета.

Вот о чём повествует книги Ездры и Неемии.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт