Это одна из самых захватывающих и любопытных книг в Библии.
История происходит через сто лет после вавилонского плена израильского народа. И хотя, некоторые евреи уже вернулись в Иерусалим (помните Ездру и Неемию), многие ещё этого не сделали.
Знакомство
Итак, книга Есфирь рассказывает о еврейской общине, живущий в столице древней Персидской империи. Главные герои этой истории:
- Еврей Мордехай;
- Его племянница Есфирь;
- Царь Персии (склонный к пьянству и довольно слабохарактерный);
- Хитрый злодей, персидский чиновник по имени Аман.
Эта книга интересна тем, что здесь нигде и ни разу не упоминается Бог, что, кстати, может показаться странным. Ведь разве Библия не говорит о Боге?
Но это всего лишь прекрасный художественный приём, которым воспользовался неизвестный нам автор. Он приглашает нас прочитать эту историю и самим найти в ней признаки Божьей работы, а следы Его труда можно заметить везде.
Эта история полна необычных совпадений и неожиданных поворотов событий, что помогает нам увидеть Божью руку, действующую за кулисами происходящего.
Давайте же перейдем непосредственно к книге.
Поиск жены
Она начинается с того, что персидский царь устраивает два роскошных пира, которые длятся в общей сложности 187 дней. И всё это ради одной грандиозной цели — показать его величие и славу.
В последний день банкета, изрядно выпив он требует, чтобы его жена царица Астинь появилась на пире и показала всем свою красоту. Она отказывается, и в пьяном гневе царь лишает Астинь её звания, и издает указ о том, что все персидские мужья теперь должны командовать в своих домах.
Затем он проводит конкурс красоты, потому что хочет найти новую царицу. Всё это напоминает очень плохую мыльную оперу. Но именно здесь мы знакомимся с Есфирью и Мордехаем.
Есфирь скрывает свое еврейское происхождение, участвует в конкурсе красоты и побеждает. А царь настолько увлечен Есфирью, что назначает её новой царицей Персии. После всего этого происходит ещё одно невероятное совпадение.
Мордехай случайно слышит, как два царских охранника замышляют убить царя. Он сообщает об этом Есфире, она, в свою очередь, говорит царю. В итоге то, что Мардохей спас жизнь царя, вносится в книгу древних записей.
Как видите, с самого начала и до этого момента о Боге нигде не упоминается. Но всё это, конечно же, происходит в соответствии с Его планами. Что же задумал Бог? Давайте продолжим чтение.
Жестокий указ царя
Далее мы знакомимся с Аманом, который не является персом. О нём сказано, что он вугеянин, то есть потомок древних ханаанеев, о которых говорится в 15 главе первой книге Царств.
Царь даёт Аману должность выше всех своих князей, а также требует, чтобы все падали перед ним на колени. Однако, когда Мордехай видит Амана, то отказывается кланяться ему, что конечно же приводит Амана в ярость. А когда он узнает, что Мордехай еврей, то убеждает царя принять жестокий указ об истреблении всех иудеев.
Чтобы назначить дату истребления, перед лицом Амана бросают жребий. На древнееврейском это называется “пур”. Мы вернемся к этому позже.
План Мордехая
11 месяцев спустя, 13 адара все иудеи должны быть уничтожены. Аман и царь устраивают банкет, чтобы отпраздновать свое ужасное решение.
Теперь всё внимание сосредоточено на Мордехае и Есфири, которые являются единственной надеждой для еврейского народа.
Они договариваются о том, чтобы Есфирь рассказала царю о своем еврейском происхождении и попросила его отменить указ. Но согласно персидскому закону, пойти к царю без его приглашения означает совершить поступок заслуживающий смерти.
В этот ключевой момент, Мордехай выражает уверенность, что даже если Есфирь промолчит, то избавление иудеев придет из другого места. Но потом, он вслух задается вопросом:
“Кто знает, может быть ты стала царицей как раз для такой ситуации?”.
Есфирь отважно принимает этот вызов. Она намеревается пойти к царю и произносит удивительные слова:
“И если погибнуть — погибну”.
Зная об этом, мы наблюдаем как злые планы Амана оборачиваются против него.
Первый пир Есфири
Есфирь приглашает царя и Амана на первый пир, и говорит, что у неё есть особенная просьба, которую она выскажет на особенном банкете на следующий день.
Аман покидает пир абсолютно пьяным и видит на улице Мордехая. Он впадает в ярость и приказывает установить высокий столб, чтобы утром казнить на нём своего противника. Кажется, что для евреев и для Мордехая всё складывается так, что хуже не придумаешь.
Но в этой истории всё внезапно меняется.
Случается так, что в ту ночь царь не может уснуть и потому приказывает, чтобы ему читали книгу царских летописей. При этом, он опять-таки вроде бы случайно слышит о том, как Мордехай спас ему жизнь. Оказывается, он совершенно забыл об этом.
Утром приходит Аман, намереваясь просить о казне Мордехая. А царь приказывает Аману публично почтить того за спасение своей жизни. Теперь Аман должен провести Мордехая по городу на царском коне, призывая всех воздавать ему почести.
Эта часть истории является поворотным моментом всей книги. Именно отсюда и начинается падение Амана и возвышение Мардохея.
Второй пир Есфири
На следующий день должен быть второй пир, который организовывает Есфирь.
Царь и Аман приходят туда. И Есфирь сразу сообщает царю, что она еврейка. Затем она говорит о том, что Аман инициировал указ, который грозит смертью ей и Мордехаю, спасшему жизнь царя, а также ведёт к истреблению всего её народа. Услышав эти новости, уже изрядно выпивший царь впадает в ярость.
Он приказывает, что бы Амана казнили на том же дереве, которое он приготовил Мордехаю. Вот как нелепо и ужасно всё обернулось для Амана. Однако его смерть не решает проблему указа об истреблении всех евреев.
Теперь Есфирь и Мордехай находятся в центре событий, пытаясь отменить действие царского повеления. Они узнают, что царь не может аннулировать своё решение, поэтому взамен он поручает Мордехаю издать встречный указ.
В назначенный день 13 адара, когда все евреи должны быть убиты, им приказано защищаться и уничтожать любого, кто попытается совершить на них покушение. Мордехай, Есфирь и иудеи празднуют этот новый указ, устраивая пиршества и застолья. А Мордехай становится вторым лицом государства после царя.
Когда наступает день действия указа, евреи побеждают своих врагов. Сначала они истребляют семью Амана, а затем и других персидских чиновников, которые принимали участие в этом заговоре.
На следующий день они получают разрешение уничтожать любого, кто замышлял против них злое по всему царству.
Это приводит к радости и празднованию, поскольку иудеи спасены от истребления.
Затем история рассказывает о том, как Есфирь и Мардохей добиваются принятия указа о ежегодном двухдневном празднование Пурима, в память об их избавлении от погибели. Но название праздника происходит от жребия, который бросал Аман.
Помните Пурим?
Выводы книги
Книга заканчивается кратким послесловием о том, что Мордехай стал вторым после царя. Ещё там говорится о его величии и славе, и о том, как иудеи благоденствовали даже находясь в изгнании. Теперь давайте вернёмся назад.
Обратите внимание на замысел всей этой истории. Она полна иронических поворотов и событий, которые только кажутся случайными. Ведь теперь мы понимаем, что здесь всё продумано до деталей.
Таким образом, величие царя, его пиршества и указы в начале отражаются в величии Мордехая. А также его празднованиях и указах в конце книги. Сначала Есфирь и Мордехей спасают царя, а далее мы видим, как они спасают всех иудеев.
Потом мы также видим возвышение Амана, его указы и пиры, которые обращаются вспять и повторяются в возвышении Мардохея. И уже его указах и празднованиях.
А затем, в центре внимания оказываются Есфирь и Мордехай, которые строят планы по спасению иудеев. А также два пира Есфири, которые стоят по обе стороны кульминационного поворота событий:
- Когда был унижен Аман.
- Возвышен Мордехай.
Удивительно, но ещё одна интересная особенность этой книги — моральная двойственность персонажей.
В этой истории есть много случаев, в которых мы видим:
- пьянство;
- гнев;
- сексуальные отношения;
- убийства.
Причем Мордехай и Есфирь тоже принимают в этом участие. Не говоря уже о нарушении многих заповедей закона, таких как брак с язычниками или употребление нечистой пищи.
Именно поэтому Мордехай и Есфирь не предлагаются нам в качестве примера морального поведения, так как здесь одобряются далеко не все их поступки. Скорее всего, они показаны как образец веры и надежды, особенно в тяжёлые времена.
Суть книги
Таким образом, книга Есфирь подводит нас к вопросу с которого мы начинали: почему же Бог не упоминается в этой истории?
Похоже, суть книги в том, что даже когда кажется, что Бог нас покинул и Его народ находится в изгнании и больше не хранит верность закону, то значит ли это, что Бог отвернулся от Израиля? Отказался ли Бог от своих обетований?
Книга Есфирь утверждает, что нет!
Эта история преподает нам урок о том, что Бог может действовать и действует даже в самых сложных ситуациях. В том числе, и в моральной неразберихи человеческой истории.
При этом он использует для своих целей верность даже тех, кто кажется нам морально неустойчивым.
Итак, книга Есфирь призывает нас доверять Божьему водительству, даже когда мы не видим как именно оно действует. А также надеется, что как бы плохо всё не было, Бог продолжает совершать свою работу по искуплению людей.
Вот о чём повествует нам книга Есфирь.