Обзор: Екклесиаст

Ветхий Завет

Книга Екклесиаста относится к Библейским книгам мудрости.

Она начинается так:

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме”.

На еврейском слово “кохелет” (по-гречески “экклесиастэс”) называли человека ведущего собрания людей. В данном случае, собранных для обучения, а потому это слово часто переводит как “проповедник” или “учитель”. Этот учитель назван сыном, то есть потомком царя Давида.

Есть разные взгляды на то, кто бы это мог быть. Многие считают, что речь идёт о царе Соломоне, другие думают, что это, возможно, один из более поздних царей по линии Давида.

Но также есть мнение, что на самом деле это какой-то израильский учитель, который просто отождествил себя с Соломоном, использовав его манеру.

Какой бы из этих взглядов не был правильным, главное помнить, что учитель здесь выступает персонажем книги и отличается от автора остающегося анонимным.

Голос учителя мы слышим в книге повсеместно, но знакомит с ним сам автор, который пишет первое предложение. Он же и завершает книгу, подводя итог и давая оценку всему что сказал учитель.

Желание автора

Автор желает, чтобы мы услышали всё сказанное учителем, обдумали это и сделали свой собственный вывод о чём же тот говорит. Суть речей учителя, автор выражает фразой “суета сует,- всё суета!”, записанной в начале и конце книги.

Здесь используется еврейское слово “хэвэл”, которая часто переводят как “суета” или “бессмысленность” что, однако, не вполне передает его главную идею.

Буквальное значение этого слова “пар” или “дым”. Учитель 38 раз использует его в книге как метафору, которая прежде всего подчеркивает, что подобно дыму жизнь временна и скоротечна. А также говорит, что она полна загадок и парадоксов.

На первый взгляд, дым кажется нам осязаемым, но пытаясь ухватиться за него, мы всегда обнаруживаем пустоту. В этом мире так много красоты и благополучия, но часто как раз когда мы ими наслаждаемся, вдруг случается трагедия и всё куда-то улетучивается.

Мы все стремимся к справедливости, но почему-то плохое случается даже с хорошими людьми. Поэтому если в жизни и есть что-то постоянное, то это её непредсказуемость и нестабильность.

Или говоря словами учителя, “погоня за ветром хэвэл”. Если честно, звучит удручающе. Почему же он говорит обо всем этом?

Цель автора

Цель автора указать нам на то, к чему мы прибегаем, пытаясь найти смысл и предназначение своей жизни помимо Бога. И для этого он предоставляет учителю возможность разложить всё по полочкам.

Автор считает, что большую часть времени мы тратим свою энергию и эмоции на то, что в конечном счете оказывается бессмысленным и напрасным, а потому он позволяет учителю преподать нам трудный урок на тему реальной жизни.

Это наиболее отчетливо видно в поэмах записанных в начале и конце книги, которые поднимают темы сперва о времени, а потом о смерти.

О чём повествует учитель?

По словам учителя, человек всю жизнь трудиться и к чему-то стремится, полагая, что именно так обретается смысл жизни. Тогда как на самом деле, ему следует остановиться и задуматься о движении времени.

Ведь все человеческие усилия существующие в мире, в итоге безрезультатны. Да, мы развиваем технологии и создаем государства, испытывающие то расцвет, то упадок.

Но вскарабкайтесь на вершину горы и вы поймете, как всё это мимолетно.

Эта гора была тут задолго до нас, и будет ещё долго после. Буквально через сто лет, никто не вспомнит ни нас, ни наших достижений. А это гора всё еще будет там, где и раньше. Волны океана всё так же будут накатываться на берег, а солнце сходить и садится.

Время неминуемо сотрёт вас, нас и всё, чем мы дорожили.

Если это недостаточно вас огорчает, то взгляните как много учитель говорит о смерти, в особенности в последней поэме этой книги. Он показывает, что перед смертью все равны и в её свете большинство наших повседневных дел не имеют никакого значения.

Смерть будто поглощает всех нас и мудрых, и глупых, и богатых, и бедных. Не важно кто вы и что вы сделали хорошего или плохого, мы все умрем. И это неизбежно.

Учитывая две эти реальности, учитель рассматривает разные занятия, которые вселяют в нас ложные надежды и которым мы посвящаем свою жизнь в поисках смысла и значения. В частности, это:

  • богатство;
  • карьера;
  • социальный статус;
  • удовольствие.

Может вы думаете, что усердная работа сделает вашу жизнь действительно весомой?

Тогда подумайте о стрессе и жертвах, на которые вы идете. Также обо всех беспокойствах и бессонных ночах. К тому времени, когда у вас наконец появится какое-то богатство, вы будете слишком старым, чтобы им наслаждаться.

А когда вам придется кому-то его передать, то возможно для другого оно не будет настолько ценным, как для вас. Или может быть вы думаете, что жить стоит ради удовольствия?

Давайте, живите ради отпуска, живите ради вечеринок на выходных, но понедельник всегда тут как тут.

Так что же, неужели учитель предлагает нам стать гедонистами или релятивистами? Вовсе нет! Ведь это тоже было бы суетой.

Учитель напоминает сказанное в книге Притчей о том, что настоящие преимущества дает лишь жизнь в мудрости и страхе Божьем. Благодаря им, в целом ваша жизнь станет лучше. Однако даже мудрости и Божьей страх не дают нам гарантии полного благополучия, а потому и это хэвэл, то есть суета.

Хорошие люди трагически гибнут, а плохие живут долго и счастливо. Исключений чересчур много, причём настолько, что и сама мудрость это хэвэл, но не в значении бессмысленности, а больше как загадка.

Мудрость не всегда действует так, как мы думаем. Так, как же нам дальше жить среди всей этой суеты?

Что же нам делать?

И здесь, как ни парадоксально, учитель находит ключ к истинному наслаждению жизнью под солнцем: принять реальность хэвэл. Признать, что в нашей жизни нет абсолютно ничего, чтобы полностью было под нашим контролем.

Около 6 раз в самые мрачные моменты своего монолога, учитель говорит о Божьем даре, суть которого заключается в наслаждении обычными добрыми вещами, такими как:

  • дружба;
  • семья;
  • хорошая еда;
  • солнечный день.

Вы не можете их контролировать и, конечно же, никто не способен их вам гарантировать. Но именно поэтому они и прекрасны.

Научившись полностью доверять Богу, я обретаю свободу просто наслаждаться жизнью, принимая её такой какая она есть, а не размышляю какой она должна быть. Потому что даже мои ожидания от жизни, в конечном счете, так же всего лишь хэвэл.

Заключение автора

На этом учитель завершает свой урок, и здесь в конце книги снова начинает говорить и подводит свой итог автор. Он подчеркивает, что слова учителя очень важны для нас и сравнивает их с острым наконечником пастушьего посоха, который способен причинить боль если им кого-то ткнуть.

Он показывает, что учитель подобно пастуху, пытается подтолкнуть нас в правильном направлении, чтобы мы стали ещё мудрее.

Затем автор предупреждает нас об опасности неправильного истолкования слов учителя, ведь так можно провести всю свою жизнь копаясь в книгах, и пытаясь ответить на сложные жизненные вопросы.

Однако, не тратьте на это время, говорит он. Потому что, вы никогда не сможете всё разгадать. Вывод, который автор предлагает вместо этого:

бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо”.

Автор считает, что нам стоит позволить учителю поставить под сомнение наши ложные надежды и напомнить нам, что время и смерть делают жизнь неподвластными нашему контролю.

Но вот что придает жизни истинный смысл: надежда на Божий суд, надежда на то, что однажды Бог устранит всю суету и принесёт в наш мир истину и справедливость. Именно эта надежда должна побуждать меня жить честно и праведно, даже несмотря на то, что многое в жизни останется для меня загадкой.

Такую мудрость мы и находим в книги Екклесиаста.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт