История разворачивается сразу после первого нападения Вавилона на Иерусалим, когда армия разграбила город и храм, и забрала израильтян в пленение. Среди захваченных были четыре отрока из царского рода Давида. Даниил, которого позже назвали Валтасаром, и трое его друзей, которых вы, вероятно, знаете по их вавилонским именам:
- Седрах;
- Мисах;
- Авденаго.
Книга рассказывает, через что им пришлось пройти, чтобы сохранить надежду находясь в стране своих завоевателей.
На первый взгляд, здесь очень простая структура. В главах с 1 по 6 повествуется о жизни Даниила и его друзей в Вавилоне. А в главах с 7 по 12 мы читаем о видениях Даниила, говорящих о будущем.
Важная особенность книги это её язык, который делает общий замысел ещё более интересным. Начало написано на древнееврейском, это язык израильтян. А главы со 2 по 7 на арамейском языке, родственным древнееврейскому и широко распространенным в древнем мире. Но затем, в главах с 8 по 12, вновь звучит древнееврейский.
Такое построение указывает, что главы со 2 по 7 составляют единый раздел. И это ещё раз подчеркивает важность 2 и 7 глав для понимания последующих событий.
Итак, давайте рассмотрим всё по порядку.
Конфликт религий
Первая глава знакомит нас с основным конфликтом первой половины книги.
Даниил и его друзья были очень мудрыми и способными, так что их взяли служить в царский дворец Вавилона. Но при этом юношей принуждали отречься от своих иудейских корней. В частности, они должны были жить и питаться как вавилоняне, нарушая еврейские постановления о еде, данные в Божьем законе.
И так они отказываются от любых компромиссов и выбирают верность Писанию, несмотря на рискованность такого решения. В конечном итоге Бог избавляет их, а вавилонский царь воздает им почести.
После этого начинается раздел на арамейском, имеющий прекрасное симметричное построение.
Вещий сон
Сперва вавилонскому царю снится сон, который, как оказалось, мог истолковать только Даниил. Правитель увидел огромного истукана, сделанного из четырех видов металла. Это символизировало последовательность Царств. Причем его головой был как раз Вавилон.
Но вдруг, откуда-то прилетел большой камень, который разбил эту статую в дребезги. А затем превратился в высокую гору.
Этот сон является первым из многих символических видений книги, и он сразу знакомит нас с их основной сюжетной линией.
Даниил говорит, что истукан представляет собой череду человеческих Царств, которые берут начало от Вавилона и наполняют Божий мир насилием. Но однажды, Бог установит своё Царство. Он смирит гордость земных народов и наполнит наш мир исцеляющим правосудием своего правления.
Три товарища Даниила
После этого в третьей главе идет знаменитая история от трёх товарищах Даниила.
Они отказываются пасть и поклониться огромному истукану, который (как и статуя из второй главы) символизирует имперскую власть царя. Как следствие, друзья подвергаются гонениям и их бросают в огненную печь.
Однако, Господь избавляет их от смерти, а царь признаёт, что их Бог является единым истинным и возвышает их.
После этого следует несколько историй о двух вавилонских царях. Одна о Навуходоносоре, а вторая о его сыне Валтасаре. Они оба преисполнены гордости, потому что правят огромной империей.
И так, во второй главе Бог предупреждает их сначала через сны, а после и через видения, которое опять-таки может истолковать только Даниил. Он говорит, что эти цари должны смириться перед Богом, но оба вызывающе сопротивляются.
В итоге Навуходоносора поражает безумие. Он ведет себя подобно животному и обитает в поле, словно волк. Но затем всё же смиряется перед Богом, возвращается к здравому рассудку и снова восходит на Царство. И это кардинально отличается от решения его сына Валтасара, который всё равно отказался себя смирить и был в ту же ночь убит.
Обе истории перекликаются с 1, 2 главами Бытия, а также 8 псалмом, где люди представлены как Божий образ и Его подобие.
Им дано право владычествовать над полевыми зверями и птицами небесными, делая от имени Бога истинного царя всего сущего.
Но когда человеческие Царства забывают о Его верховной власти, когда они бунтуют, обожествляя себя и свою силу, то перестают быть людьми, а становятся подобными диким зверям. За что, однажды, и предстанут перед Божьим судом.
Четыре животных
И это подводит нас к шестой главе, которая образует пару с третьей. На этот раз Даниил подвергается гонениям из-за того, что отказывается молиться и поклоняться царю как Богу.
Как и его друзья, он также был приговорён к смерти, а затем брошен в львиный ров. Но Господь избавил его от этих хищников. В итоге, как и в ситуации с его товарищами, царь возвысил Даниила и воздал славу его Богу, что подводит нас к 7 главе.
Она образует пару со второй, а также является центром всей книги, так как собирает воедино все её темы. Это ещё один сон, но в этот раз Даниил, как ни странно, не может понять его значение, пока не получает объяснение от ангельского вестника.
Он видит четырех зверей, один из них как лев, второй похож на медведя, а третий выглядит как барс, имеющий птичьи крылья. Каждый из этих животных это образ надменного Царства.
Последним следует весьма сильный зверь о котором сказано, что он представляет ужасную империю. У этого существа много рогов, которые являются в Ветхом Завете знаком царской власти.
Один из них особенный. Он символизирует высокомерного царя, который возвышает себя над Богом и преследует Его народ. Здесь Божьих людей олицетворяет некто названный Сыном Человеческим. Он одновременно представляет и народ Божьего завета и царей из рода Давида.
Далее внезапно является и устанавливает свой престол сам Бог, который назван здесь “Ветхим днями”. Он уничтожает этого страшного зверя и поднимает Сына Человеческого на облака, где тот садится по правую руку от трона и разделяет Божье владычество над всеми народами.
Заключительные видения
Теперь мы можем оглянуться и увидеть как все эти истории в первой половине книги сочетаются друг с другом. Три истории о верности посреди гонений призваны дать надежду страдающему Божьему народу, который живёт посреди язычников. Они терпят лишения, потому что человеческие Царства восстали против Бога и стали подобными животным.
Эти видения призывают Божьих людей терпеть и ждать, пока Он не установит своё Царство, чтобы править над миром. А также пока не защитит свой страдающий народ. Здесь и возникает вопрос: а когда именно Бог собирается это сделать?
Вот о чём идёт речь в трёх заключительных видениях.
В 8 главе, Даниил получает ещё одно откровение о двух последних животных из 7 главы. Но на этот раз их символизирует овен, который, как здесь сказано, является прообразом миду персидской империи, а также козёл представляющий Древнюю Грецию.
У этого козла вырастает большое количество рогов, и один из них символизирует злобного царя из 7 главы. Здесь мы узнаем, что он нападёт на Иерусалим, возвысит себя над Господом и осквернит храм идолами. Однако, в конце концов, будет уничтожен Богом, который возвеличит свой народ и своё Царство.
В девятой главе Даниил выглядит озадаченным, особенно по поводу того, когда все это произойдет. Потому он обращается к свитку пророка Иеремии. Там Бог сказал, что изгнание Израиля продлится только 70 лет. Для Даниила эти 70 лет почти закончились, и поэтому он просит Бога исполнить своё обетование в ближайшее время.
Но приходит ангел, который сообщает ему, что Израиль продолжает грешить и упорствовать. И, как следствие, время их изгнания и угнетения продлится в 7 раз дольше, чем предполагал Иеремия.
Даниил глубоко обеспокоен такой вестью и в этот момент он получает еще одно финальное видение.
В нём мы видим ту же последовательность Царств. Это Персия, затем Греция во главе с Александром Македонским, а далее меньшие цари. Но все они ведут к последнему северному правителю, который вторгнется в Иерусалим, поставит в храме идолы и вознесет себя выше Бога. А затем неожиданно погибнет.
К чему относятся эти события?
Итак, до сих пор не смолкают споры о том, к каким же событиям относятся все эти видения. Многие видят в них явную связь с походами сирийского царя Антиоха в 160-х годах до рождества Христова. Он уничтожил многих верных иудеев, живших в Иерусалиме и разместил в храме своих идолов.
Другие считают, что это указывает на роль Римской Империи. Сначала в распятии Иисуса, а затем разрушении Иерусалима и храма, в семидесятом году после рождества Христова.
Но есть и те, кто думает что это исполнится в будущих событиях, которые должны произойти при возвращении Иисуса.
Проблема в том, что символы и числа до конца не подтверждают ни одной из этих точек зрения. Так что, в каком-то смысле, все упомянутые версии имеют право на своё существование.
Книга Даниила было задумана, чтобы дать надежду всем будущим поколением народа Божьего. Оно укрепляло людей не только во времена империи Антиоха, но и продолжает делать это до наших дней.
Вот почему Иисус мог использовать образы из книги Даниила, характеризуя и обличая жестоких лидеров, с которыми Он столкнулся в Иерусалиме. А Иоанн написавший книгу Откровений, мог адаптировать эти видения и использовать их образы по отношению к Риму и всем будущим жестоким империям.
Конец книги Даниила
Смысл книги Даниила в том, что все поколения читателей могут увидеть в ней важнейший принцип и обетование. Здесь показана такая закономерность, когда люди и их Царство прославляют свою силу, сами определяют что такое добро и зло, и не признают Бога как истинного царя. Они становятся подобными диким животным.
Но книга Даниила также обещает нам, что однажды Бог противостанет зверю. Он избавит принадлежащий Ему мир и спасёт своих людей. А также установит своё Царство над всеми народами.
Каждое поколение может найти в этой книге весть об удивительной надежде, которая в свою очередь, должна мотивировать нас быть верными Богу.
Вот о чём повествует нам книга Даниила.