Обзор: Числа

Ветхий Завет

Четвёртая книга Библии продолжает историю Израиля после его выхода из египетского рабства. Бог привел их к горе Синай и заключил с ними Завет, а далее, несмотря на непослушание народа, по своей милости предусмотрел способ, как эти люди могли бы жить возле скинии, в которой пребывало святое Божье присутствие.

Начало книги Чисел

Книга Чисел начинается с того, что Израиль завершает своё одногодичное пребывание на горе Синай.

Теперь они идут через пустыню направляясь в землю, которую Бог обещал Аврааму. Сюжетная линия книги построена в соответствии с этапами этого путешествия.

Первая часть начинается у горы Синай, но затем народ продолжает путь и идёт в пустыню Фаран. Далее из пустыни они следуют на равнины Моава, которые находятся напротив обетованной земли.

Первая часть начинается с переписи и исчисления народа, откуда книга и получила своё название. После этого мы читаем о законах, указывающих Израилю правила разбития их лагеря. В его центре должна быть скиния, а вокруг неё священники и левиты, окруженные двенадцатью коленами во главе с Иудой.

Всё это было тщательно продумано и символизировало то, что святое присутствие Бога должно быть центром их существования, как отдельного народа.

За всем этим следует ряд законов, которые продолжают постановление о чистоте из книги Левит.

Так как посреди них пребывает сам Бог, теперь необходимо изо всех сил стараться, чтобы лагерь был чистым и являлся местом подготовленным к принятию Божьей святости.

В десятой главе описывается как облако Божьего присутствия поднимается из скинии и ведёт Израиль от Синая в пустыню, но сразу после этого ситуация серьезно ухудшается.

Так в 11 главе народ начинает жаловаться на голод и жажду, и выражает свою тоску по Египту. А в 12 главе брат и сестра Моисея выступают против него и прилюдно его оскорбляют.

Не самый лучший старт.

Восстание против Моисея

Следующий раздел начинается с того, что израильтяне пребывают в пустыню Фаран, это примерно на полпути к обетованной земле. И Бог велит Моисею отправить туда двенадцать лазутчиков, по одному из каждого колена, чтобы они могли разведать обетованную землю.

Возвратившись, десять из них докладывают, что у Израиля нет шансов на выживание, потому что хананеи уничтожат их. А два лазутчика, Халев и Иисус Навин утверждают, что Бог может их спасти. Но эти десять разжигают в народе страшное возмущение, и они начинают планировать восстание.

Эти люди собираются назначить нового вождя и вернуться в Египет.

Бог, по понятным причинам, проявляет свой гнев и Моисей ходатайствует за народ. Он просит Бога быть верным своим обещаниям Аврааму и, конечно же, Господь будет им верен. Вот только не ценой своей справедливости.

Поэтому он даёт израильтянам то, чего они хотят. Теперь они никуда не войдут. Бог приговаривает это поколение скитаться по пустыне сорок лет, пока все не умрут. Только их дети смогут попасть в обетованную землю. Казалось бы, это серьезное последствие должно было пробудить их, но всё стало ещё хуже.

В следующей истории нам представлена целая группа левитов, которые начинают очередное восстание. Они оспаривают лидерство Моисея и Аарона говоря, что те слишком далеко зашли.

В итоге Бог серьезно разбирается с бунтарями и вновь подтверждает свою приверженность к Моисею и Аарону в качестве вождей Израиля.

Непослушание Моисея

Однако, когда народ покидает территорию Фарана и отправляется в путь, ситуация опять ухудшается. Израильтяне вновь начинают роптать, заявляют что хотят пить и спрашивают почему Моисей вообще вывел их из Египта.

Бог повелевает Моисею сказать скале дать воду для всего народа, но тот поступает немного иначе и превышает свои полномочия. Он дважды бьет по скале, а потом говорит:

послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?”.

Таким образом, Моисей бесчестит Бога, поставив себя на Его место так, будто это он сам способен извлечь воду. И поэтому навлекает на себя ту же участь, что и поколение блуждающее по пустыне. Он тоже умрёт здесь и не войдет в обетованную землю.

После этого израильтяне снова возмущаются и Бог посылает на них очень необычное наказание — ядовитых змей, которые приползают и жалят людей. Моисей снова ходатайствует за народ и Бог говорит ему сделать медного змея и поднять его на знамя.

Тот, кто посмотрит на этого змея исцелиться от ядовитых змеиных укусов.

Этот символ кажется очень необычным, но он говорит о том, что Бог остается верным своему Завету. Он прав, что наказывает зло и грех израильтян, но даже Божье наказание превращается в источник жизни для тех, кто будет обращаться к Нему за исцелением. Отсюда народ направляется на равнины Моава.

Личность Валаама

Первая основная часть этого раздела посвящена странной личности по имени Валаам. Царь Моава получает шок увидев огромную группу людей, путешествующих по его территории.

Поэтому он нанимает языческого волхва Валаама, чтобы проклясть Израиль.

Пробуя сделать это три раза, Валаам приходит к выводу, что он не может навести проклятие. Он может произнести на Израиль только благословение.

Но мало того, что Валаам не может проклясть Израиль, так Бог ещё и дает ему видение о будущем израильском царе, который однажды установит Божью справедливость для всех народов. Это видение напоминает об обещании, которое Иаков дает Иуде в книге Бытие глава 49.

Конец книги Чисел

Теперь нам стоит остановиться, чтобы поразмышлять над ходом событий книги вплоть до этого момента.

Истории о восстаниях в пустыне просто нагромождаются одна на другую, становясь всё хуже и хуже. И хотя Бог совершает частичные акты суда над Израилем, он также продолжает проявлять милосердие, давая им пищу и воду в течении всего пути.

История с Валаамом ещё раз ярко демонстрирует Божью благодать, ведь Израиль находится в стане, где они ропщут и бунтуют, и в то же время на вершинах холмов Бог незаметно для них защищает и даже благословляет этот народ.

Именно такой контраст, между непокорностью Израиля и Божьей верностью, делает эти истории столь важными для последующих поколений.

Так что история о пустыне не раз пересказывается более поздними Библейскими пророками, поэтами и даже апостолами в Новом Завете.

Они всегда служат другим предупреждением о том, что хотя Бог будет и дальше оставаться верным своим заветным обещаниям, Он всё же позволит своему народу отступать от Него из-за непослушания и сталкиваться с последствиями таких решений.

После этого оставшаяся часть книги фокусируется на детях поколения пустыни, которые начинают готовиться унаследовать обетованную землю. Они проводят очередную перепись, а затем отправляются дальше и выигрывают множество сражений с живущими вокруг народами.

Да так успешно выигрывают, что несколько колен даже поселяются в земле обетованной.

Книга заканчивается тем, что новое поколение готово войти в эту землю, а Моисей вот-вот произнесёт свои последние слова, полные мудрости и предостережений. Но пока что это всё, о чём повествует нам книга Чисел.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт