“Бытие” — первая книга Библии. Её повествование можно разделить на части. В главах с 1 по 11 повествуется о Боге и о созданном Им мире. В главах с 12 по 50 рассказывается сначала об отношениях между Богом и всего лишь одним человеком по имени Авраам, а затем и его потомками.
Две этих части сходятся в истории, рассказанные в начале 12 главы.
Так мы понимаем, о чём говорит эта книга в целом, и почему именно она служит прологом к остальным Библейским повествованиям.
Бог создаёт людей
В начале Бог преображает хаос и тьму. Их упоминает уже вторая строка Библии. Бог обращает их в порядок, красоту и благо. Он творит мир, в котором будет процветать жизнь и Бог создаёт человека. На древнееврейском это слово звучит как “Адам”.
Бог создает людей по своему образу, ведь именно такова их роль и предназначение в Божьем мире. Люди сотворены, чтобы являть в этом мире Божью природу. Бог назначает их своими наместниками, их роль от Божьего имени править миром, чтобы раскрыть его возможности, заботиться о нём и способствовать процветанию жизни.
Бог благословляет людей.
Это ключевое слово в книге.
Он помещает их в сад, ведь именно оттуда они начнут обустраивать этот новый мир. Но прежде всего, у людей есть выбор как именно обустраивать этот мир. Выбор представлен в виде древа познания добра и зла.
До этого момента сам Бог определял что есть добро и что зло, но теперь Он наделяет людей достоинством и свободой выбора. Примут ли они те понятия о добре и зле, которые даёт им Бог или захотят независимости и сами станут определять добро и зло?
Ставки выше некуда, ведь восстать против Бога значит броситься в объятия смерти, ведь так ты отворачиваешься от самого Создателя жизни.
Именно это и символизирует древо жизни.
Таинственный змей
В третьей главе появляется загадочный персонаж — змей. Всё, что мы узнаем об этом змее из книги, что его создателем был Бог. Также становится ясно, что змей восстал против Бога, он хочет подтолкнуть людей к мятежу и к смерти. Историю о древе и праве на выбор змей рассказывает совсем по-другому.
Он уверяет, что познания добра и зла ведёт на самом деле не к смерти, а к жизни. Оно даёт возможность уподобиться самому Богу. Трагизм ситуации в том, что, как мы знаем, люди изначально уже подобны Богу, ведь они созданы по Его образу.
Люди могли довериться Богу, но предпочли независимость.
Они познали добро и зло, и в тот же миг их словно заносит в машине на голом льду, без шансов вырулить на твёрдую дорогу.
Что потеряли люди?
Первой жертвой стали отношения между людьми. Мужчина и женщина вдруг осознали насколько они уязвимы. Они даже доверять друг другу не могут. Они сделали себе одежду, чтобы спрятать свои тела друг от друга.
Второй жертвой было падение доверия между Господом и людьми. Люди убегают и прячутся от Него, а когда Бог их находит, они начинают валить вину за неповиновение друг на друга.
И на этом небольшой перерыв в повествовании.
Далее следуют короткие поэмы, в которых Бог открывает сначала змею, а потом и людям трагические последствия их действий. Создатель говорит змею, что несмотря на кажущуюся победу, он обречён на поражение и будет питаться прахом.
Бог обещает, что однажды семя (то есть потомок) женщины нанесёт змею смертельный удар в голову. Это может показаться доброй развязкой, но цена этой победы будет велика. Змей умирая, смертельно ужалит этого потомка в пяту. Это загадочное обещание о ране и победе.
Но в контексте всех историй мы видим в этом проявление Божьей милости. Люди только что проявили неповиновение и как поступает Бог? Он обещает спасти их, однако, это не отменяет последствий принятого людьми решения.
Бог указывает что теперь их совместная жизнь в каждом своем проявлении, будь-то дома или в поле, будет наполнена горечью и болью, в наказание за неповиновение.
В конце концов их настигнет смерть.
Разрушение человеческих отношений и ценностей
С этого момента нить истории устремляется вниз. В главах с 3 по 11 мы видим, что последствия неповиновения Богу растут как снежный ком, а человеческие отношения разрушаются.
Вот история о двух братьях, Каине и Авеле. Каин так сильно завидует своему брату, что хочет его убить. Бог предостерегает, чтобы он не поддавался искушению, но Каин поступает по-своему и убивает брата в поле. Позже он строит город, где царят насилие и притеснение.
Нравы, господствовавшие там, описаны в сказании о Ламехе. Он первый мужчина в Библии, у которого было несколько жён.
Он коллекционировал их как вещи и он поёт песню о том, насколько он безжалостней и мстительнее, чем Каин.
Затем мы читаем странную историю о сынах Божьих, которые могли быть падшими ангелами или древними царями, утверждающими, что они произошли от Богов. Подобно Ламеху они брали себе столько жён, сколько желали. Их потомками были Нефилимы — великие воины древности. В целом, смысл этого рассказа в том, что люди строят царство, которое вносит в сотворенный Богом мир всё больше насилия и разврата.
Что предпринял Бог?
В результате Бог был огорчён этим, поскольку люди разрушали созданный Им благой мир и уничтожали друг друга. Тогда стремясь спасти благость этого мира, Бог решает очистить его от людского зла в великом потопе.
Однако, Он спасает одного непорочного человека Ноя и его семью. Бог посылает его как нового Адама, повторяет своё благословение и отправляет его в мир. Надежда возрождается, но и Ной не смог устоять.
Причём его падение снова происходит в саду.
Он разводит виноград, а потом дегустирует вино и напивается до беспамятства. Затем один из его сыновей Хам, проявляет неуважение к отцу, который лежит в своём шатре. И вот уже наш “новый Адам” выглядит голым и пристыженным в точности, как и первый.
И снова повествование ведёт нас от падения к падению, вплоть до историй о строительстве города Вавилон.
Город Вавилон
В древней Месопотамии существовала технология изготовления кирпичей. Жители Месопотамии научились строить города и башни быстрее и масштабнее, чем кто-либо до них.
Они решают возвести башню высотою до небес, чтобы дотянуться до богов и, тем самым, увековечить свои имена.
Вот образец неповиновения и высокомерия.
То же непокорство, что и в райском саду. Только в большем масштабе. Бог усмиряет их гордыню и рассеивает по всему миру.
Что в итоге?
Хотя это разные истории, в них можно проследить один и тот же мотив. Бог постоянно даёт человечеству шанс поступить с его миром правильно, но люди продолжают его разрушать.
Смысл повествования в том, что мир изначально был благ, но мы люди испортили его, решив самостоятельно определять что есть добро и что зло. В результате наших действий человеческие отношения продолжают разрушаться.
В мире всё больше конфликтов и насилия, а в конце нас ждёт смерть.
Однако, Господь обещал, что однажды придёт потомок Евы. Его рана и его победа уничтожат источник зла. Несмотря на всё то зло, творимое людьми, Бог хочет благословить и спасти созданный им мир. Конечно, здесь у нас возникает вопрос, что же совершит Бог?
Найти ответ нам поможет история, которая связывает воедино две части книги Бытия, и на этом заканчивается первая её часть, занимающая главы с 1 по 11.