Это самая короткая книга во всем Ветхом Завете. В ней содержится всего лишь 21 стих. На первый взгляд, она не выглядит слишком многообещающей.
Перед нами набор поэтических строк о Божьем Суде над древним народом Едома, который был соседом Израиля по ту сторону Мертвого моря. Однако, это ещё не всё.
Для начала давайте рассмотрим предысторию.
О чём книга?
Едомляне были уникальны тем, что имели общее с израильтянами происхождение. Оба народа принадлежали к семейству Авраама. У них с Сарой родился сын Исаак, который женился на Ревекки, а у тех, в свою очередь, было два сына Иаков и Исав.
Книга Бытие рассказывает нам историю об этих двух братьях, между которыми, мягко говоря, были очень натянутые отношения. Каждый из них впоследствии получил новое имя “Израиль” и “Едом”, которые в итоге стали именами произошедших от них наций.
Потомки вели себя примерно так же, как и их предки. Отношения Израиля и Едома оставались напряженными на протяжении целых столетий, но при этом они сохраняли братские узы из-за общих корней. И вот эти семейные связи были преданы и вдребезги разбиты, после трагических событий, в результате которых Иерусалим пал перед Вавилоном.
Когда Израиль был оккупирован и захвачен Вавилонской империей, жители Едома воспользовались этой ситуацией и разграбили израильские города, захватывая пленных и даже убивая израильских беженцев.
Кстати, в других пророческих книгах Бог спрашивает с соседей Израиля за подобное насилие. И поэтому Авдий таким же образом поступает и по отношению к Едому.
Возвышенный Едом
Эта короткая книга состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой серию обвинений против правителей Едома. Особенно за их гордость и самовосхваление. Так как они населяли высокогорные районы, то при этом, во всех смыслах слова, свысока смотрели на израильтян.
Именно из-за гордости Едомляне не просто бездействовали, когда Вавилон пришёл разрушить Иерусалим, но и приняли участие в этом разорении. Поэтому Бог открывает Авдию, что Едом потерпит крах. Как они поступили с Израилем, так поступят и с ними.
Но в момент, когда мы ожидаем ещё больше узнать о судьбе Едома, в 15 стихе книги тема внезапно меняется.
Вот что мы слышим:
“Близок День Господень на все народы”.
Возникает вопрос, почему мы вдруг перешли от Едома ко всем народам?
Дело в том, что этот центральный стих связывающий первую половину книги со второй.
Падение Едома
Здесь пророк провозглашает День Господень, однако, он касается не только Едома, но и прочих наций. Авдий говорит, что всем гордым народам, которые поступают как Едом, предстоит точно так же столкнуться с Божьим правосудием. Они падут со своих горных высот и разобьются.
Таким образом, именно сочетание этих двух разделов (первой об Едоме, а второго обо всех народах) показывает нам, почему Авдий так заинтересовался этим малочисленным Южным соседом Израиля.
Пророк воспринимает гордость и падение Едома в качестве примера и прообраза того, что Бог однажды противостанет гордости других народов, и приведёт их к такому же падению.
Вряд ли случайно то, что на древнееврейском слово “едом” пишется точно такими же буквами, как и слово “адам”, то есть “человечество”. Возвышение и крах Едома в книге Авдия это притча о том, как Божья справедливость однажды противостанет гордости и насилию всех народов в День Господень.
Но, как и во всех остальных пророческих книгах, Божий суд никогда не является Его последним словом.
Что будет дальше?
К примеру, вспомните заключительную часть книг Иоиля и Амоса, которые идут сразу перед Авдеем. Иоиль представил нам картину того, что произойдёт со всеми народами после Дня Господня.
Он сказал, что Бог совершит новый акт спасения в Иерусалиме, и что все, кто смириться и призовет Его имя, будут спасены. А в заключении, в книге Амоса было открыто, что после того, как День Господень осудит зло Израиля, Бог воздвигнет дом Давида и построит для Израиля новое царство, в которое войдут как Едом, так и все народы названные Божьим именем.
Книга Авдия была помещена сразу после книг Иоиля и Амоса как раз для того, чтобы подробнее раскрыть эти обетования о надежде царства Божьего над всеми народами. Поэтому она и завершается очень вдохновляющим описанием будущего.
Бог говорит, что восстановит своё Царство над новым Иерусалимом и заселит его верным остатком. А затем Царство Божье расшириться и охватит всю землю, и народы вокруг Израиля.
Конец книги и её итог
Итак, эта маленькая книга делает свой важный вклад в общую картину Божьей справедливости и верности, которую мы видим в Писаниях пророков. Гордость и предательство древних едомлян отображают состояние всего человечества, и показывают, как живя в мире созданном Богом, мы, к сожалению, раним и придаем друг друга.
Но всё же пророк говорит, что у нас есть надежда. Падение Едома указывает на тот день, когда Бог разберётся со злом и установит свое Царство, несущее исцеление и мир всем народам.
Вот о чём рассказывает нам книга Авдия.