Амос был пастухом и собирателем сикомор, живущим у границы между Царством Израильским и Царством Иудейским. Израильское царство стало независимым примерно 150 лет до этого, вспомните 12 главу 3 книги Царств.
Сейчас же Израилем правит успешный военачальник — Иеровоам II.
Он:
- побеждал во многих битвах;
- присоединил к Израилю новые территории;
- приобрел много богатства.
Но в глазах пророков, это один из наихудших царей в истории. Благосостояние склонило его к пресыщенности, затем он допустил поклонение ханаанским богам. А это, в свою очередь, привело к несправедливости и пренебрежению бедными.
Дошло до того, что Амос больше не мог оставаться в стороне. Он почувствовал, что Бог призывает его пойти на север, в Вефиль — важный город, в котором находился большой храм, и возвещать там Слово Божье.
Содержание книги
Эта книга представляет собой сборник его проповедей, поэм и видений, произнесенных и записанных за эти годы. Позже они были собраны воедино, чтобы Божий народ не забыл о чём Господь говорил к Северному Царству. Ведь это послание необходимо услышать сегодня и нам.
У книги довольно чёткая структура:
- Главы 1, 2 содержат серию проповедей, обращенных к языческим народам и Израилю.
- Главы с 3 по 6 представляют собой сборник поэм, в которых пророк обращается к народу Израиля и его лидерам.
- Главы с 7 по 9 включают серию видений Амоса, в которых изображается грядущий суд Божий над Израилем.
Итак, давайте познакомимся с этой книгой поближе!
Выступление Амоса против Израиля
Она начинается с серии коротких поэм, обвиняющих всех соседей Израиля в насилии и несправедливости. Это несколько неожиданно, так как в первой строке книги говорилось, что Амос собирается выступить против Израиля. Но посмотрите как именно это происходит.
Перечисляя соседние народы, Амос называет их постепенно сужая круг, это отлично видно на карте. Когда он заканчивает, оказывается, что Израиль находится прямо в центре внимания, как мишень под прицелом. Поэтическое обличение, которое Амос адресует этому народу, в три раза длиннее и гораздо строже всех предыдущих.
Он обвиняет богатых израильтян в том, что они игнорируют бедных, и допускают на своей земле жуткую несправедливость. В частности, они позволяют продажи людей в долговое рабство, а также отказывают им в праве на юридическую защиту.
И это, спрашивает Амос, тот народ, который когда-то сам был лишен справедливости и порабощен в Египте. Разве это не то семейство, которое Бог спас от угнетения и рабства.
“Веселье окончено. Бог больше не будет такого терпеть” — говорит пророк.
Объяснение этому мы находим в начале следующего раздела. Бог говорит:
“Я выбрал тебя Израиль, из всех племен земли”.
Бог ненавидит поклонение израильтян
Это отсылает нас к двенадцатой главе книги Бытие, где говорится о том, как Бог призвал семью Авраама, чтобы стать Божьим благословением для всех народов.
“Вот почему я накажу тебя за все твои грехи” — говорит Господь.
У Израиля было великое призвание, которое также включало в себя огромную ответственность, и поэтому их грех и бунт навлекают серьезные последствия.
В этом разделе собраны многие поэмы Амоса, в которых мы видим несколько ключевых тем, повторяющихся снова и снова.
Во-первых, он постоянно разоблачает религиозное лицемерие израильских богачей и лидеров народа. Он описывает, как старательно они:
- посещают религиозные собрания;
- приносят жертвы;
- дают пожертвования.
Но при этом пренебрегают бедными и закрывают глаза на несправедливость. Амос называет такое поведение “фальшивым”. На самом деле, Бог ненавидит их поклонение, потому что оно совершенно не связано с тем, как они относятся к людям.
Бог говорит, что настоящие отношения с ним изменяют отношение с ближними. Поэтому призыв Амоса к истинному поклонению состоит в том, чтобы суд изливался как вода, а праведность как неиссякаемый поток.
Эти два слова очень важны как для Амоса, так и для всех пророков.
Слова “праведность” (на древнееврейском “цедака”) относятся к стандарту правильных и равноправных отношений между людьми, причём независимо от их социальных различий. Тогда как “суд” (на древнееврейском “мишпат”) говорит о конкретных мерах, которые нам следует предпринять, чтобы исправить несправедливость и восстановить праведность.
И то, и другое должно пронизывать жизнь Божьего народа подобно тому, как несущийся поток наполняет собой сухое русло реки.
Увеличение идолопоклонства
Следующая тема это неоднократные обвинение, выдвинутые Амосом Израилю из-за его идолопоклонства.
Как вы помните, когда Северное Царство отделилось от Южного, их царь построил два новых храма, чтобы создать конкуренцию Храму Соломона в Иерусалиме. Он поместил золотого тельца в каждым из них, о чём говорится в 12 главе 3 книги Царств.
С тех пор, Израиль лишь увеличил количество идолов, почитая богов:
- Разврата;
- Погоды;
- Войны.
По мнению пророка, поклонения этим божествам всегда приводило общество к ещё большему беззаконию, ведь они не требовали от людей такой же степени справедливости и праведности, как Бог Израиля.
Не говоря уже о том, что они сами являлись символами безнравственности. Но с Богом Израиля всё совершенно иначе. Он абсолютно другой. Поэтому и призывает людей:
“Взыщите Господа, и будете живы; Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых”.
И так, истинное поклонение Богу-Творцу всегда созвучно с:
- добротой;
- щедростью;
- справедливостью.
Конец книги
Последняя тема в этих главах посвящена тому, что поскольку Израиль и его царь отвергли Амоса и других пророков, Бог пошлет на них День Господень. Это будет для них заслуженным возмездием. Амос также предсказывает нападение могущественного народа, который завоюет и уничтожит их города. А затем уведёт израильтян в изгнание.
Как мы знаем, это пророчество в точности исполнилось. Примерно 40 лет спустя, Ассирийская империя предприняла вторжение и осуществила всё, о чём говорил Амос.
Книга завершается серией видений, которые символически изображают грядущий День Господень. Пророк видит, как Израиль сначала опустошен роем саранчи, далее поглощен огнем, а затем проглочен, словно переспелые плоды.
А в последнем видении, Амос смотрит на то, как Бог силой бьёт по столбам израильского храма, построенного идолу Вефиле, после чего здание полностью рушится. Это образ Божьего суда над лидерами Израиля и его божествами, время которых приходит к своему концу.
Но вдруг, в последней главе появляется проблема надежды.
Бог сравнивает свой народ с разрушенным зданием и говорит, что однажды поднимет из этих руин дом Давида. Другими словами, Он воздвигнет из рода Давида будущего Царя Мессию, восстановит семью Божьего народа, которая, на удивление (как говорится здесь), будет включать в себя и людей со всего мира.
Всё, что было разрушено в результате греха Израиля и Божьего суда, в этот день будет окончательно восстановлено. Это последняя глава очень важна, потому что в ней мы замечаем единственный признак надежды, ожидающий людей по ту сторону наказания.
Это помогает нам увидеть как книга Амоса рассматривает взаимосвязь между Божьей справедливостью и Его милостью.
Если Бог благой, тогда Он просто обязан противостоять злу, которое присутствует среди Израиля и других народов. Но у него также есть долгосрочные цели по восстановлению мира и созданию новой семьи Завета.
Благодаря словам Амоса, мы сегодня слышим его призыв. Он в том, чтобы сделать выводы из лицемерия Израиля и последовавшего за ним наказания, и поклоняться Богу в истине. А это всегда будет выражаться в справедливости, праведности и любви к ближнему.
Вот чему посвящена книга Амоса.