Одна из малых пророческих книг. Но она крайне важна в свете общей истории еврейской Библии.
Иудейские пророки столетиями обвиняли Израиль в нарушении завета с Богом через идолопоклонство и несправедливость. Они предупреждали, что Бог пошлёт великую Вавилонскую империю, которая:
- уничтожит Иерусалим;
- разрушит храм;
- уведёт народ в изгнание.
Все это исполнилось в 508 году до рождества Христова. Но это был не конец.
Пророки верили, что у их народа по-прежнему остаётся надежда и, однажды, Бог вернёт возрожденный остаток Израиля, чтобы он жил в Божьем присутствии в новом Иерусалиме.
Обращение Аггея к народу
Итак, давайте вернемся к книге Аггея, написанной в 520 году до рождества Христова. То есть, почти через 70 лет после изгнания.
К этому времени Вавилонская империя была повержена, и миром стали править персы. Они разрешили пленным израильтянам вернуться в Иерусалим, который до сих пор находился в руинах.
И вот, под руководством первосвященника по имени Иисус, а также Зоровавеля — одного из наследников рода Давида, группы изгнанников возвращаются в Иерусалим и начинают восстанавливать этот город, и налаживать свою жизнь.
Вспомните историю из книги Ездры, главы с 1 по 6. Таким образом, может показаться, что теперь Израиль ждёт светлое будущее. Но на самом деле, всё далеко не так прекрасно. По крайней мере, с точки зрения Аггея.
Его книга состоит из четырех разделов, в которых обобщаются пророчества, сказанные жителям Иерусалима в период из четырех месяцев. Оно начинается с обвинения народа в неправильно расставленных приоритетах.
Да, конечно, они вернулись в Иерусалим, но теперь тратят всё время и ресурсы на восстановление своих собственных роскошных домов. А тем временем храм, всё ещё лежит в руинах, как и 70 лет назад.
Аггей спрашивает:
“Действительно ли ваши дома важнее верности Богу?”.
Пророк говорит, что такое пренебрежение равносильно тому, как нарушали Завет их предки. Именно в этом причина, почему земля до сих пор не даёт достаточно урожая. А люди страдают от голода и засухи.
Здесь Аггей ссылается на список проклятий Завета, упомянутых в книге Второзакония. За этими облегчающими словами следует история о том, как народ отреагировал на услышанное. Это напоминает нам записанное в пятой главе книги Ездры.
Мы читаем, что слова Аггея глубоко коснулись Зоровавеля, Иисуса и остатка народа. Они начали восстанавливать храм.
Месяц спустя, Аггей вновь обращается к народу, но теперь касаясь проблемы их неосуществленных ожиданий.
Об этом мы читаем в следующем разделе.
Пророческие обетования
Храм, который они восстанавливают, не впечатляет своей красотой. Он не может сравниться со славой Храма Соломона, построенного на этом месте примерно 500 лет назад. И в результате, ни у кого нет большого желания доводить начатое дело до конца.
Поэтому Аггей напоминает народу о великих пророческих обетованиях, о будущем Божьем Царстве и роли этого храма.
Он опирается на ранних пророков, особенно Исайю и Михея. И говорит о новом Иерусалиме.
О том, что он будет местом, из которого Бог и скупит весь мир. Что все народы придут и присоединяться к Царству Божьему, и в результате наступит период покоя. Поэтому храм играет ключевую роль в Божьих планах на будущее.
Аггей призывает людей работать с надеждой, и не смотреть на неутешительные внешние обстоятельства.
“Чистота”нового храма
В третьем разделе мы читаем, что два месяца спустя, Аггей призывает народ к верности завету. При этом он обращается к некоторым священникам, с вопросами о ритуальной чистоте.
Вспомните, главную идеб книги Левит. Он говорит:
“Если кто-то случайно касается мертвеца и становится ритуально нечистым или запятнанным смертью. А затем идиот дотрагивается до еды. То это еда тоже будет нечистой?”.
И священники, зная книгу Левит, отвечают:
“Да, она будет нечистой”.
Тогда Аггей обращает это в притчу. Он говорит, что так же обстоит дело и с израильским народом, и тем, к чему они прикасаются восстанавливая храм.
Аггей объясняет, что если нынешнее поколение не смирится и не отвратится от несправедливости и равнодушия, тогда всё, что они строят своими руками, включая новый храм, тоже будет нечистым.
Пророк заявляет, что только истинное покаяние и верность завету принесут успех усилиям по строительству, и приведут к тому, что Бог установит своё царство и пошлёт благословение.
Так что в некотором смысле, будущее Израиля находится в его собственных руках. Бог ожидает, что его народ будет верен ему, поэтому выбор, который Аггей предлагает поколению изгнания, очень похож на призыв Моисея к поколению пустыни, перед их входом в обетованную землю.
Их послушание приведёт к благословению и успеху, а неверность к неминуемой гибели.
Конец книги Аггея
Книга заканчивается кратким обобщением будущей надежды на Божье Царство. Бог сделает новый Иерусалим центром своего славного царства для всех народов, а затем противостанет их злу и победит его.
Он напоминает людям о поражении армии Фараона из истории Исхода. Также Бог собирается исполнить своё обещание Давиду и поставить царя из его рода. Во времена Аггея, это могло восприниматься как указание на Зоровавеля.
Затем, книга заканчивается призывом выбрать себе лучшее будущее.
И так, вопрос в том, будет ли поколение Аггея верным Богу? Станут ли они свидетелями исполнения всех этих обещаний? И останется ли верным Богу Зоровавель? Не он ли будет Царем Мессией?
Чтобы узнать ответ, вам нужно прочитать две последние книги пророков Захарии и Малахии. Хотя уже сейчас понятно, что это небольшая книга бросает серьёзный вызов для каждого поколения Божьего народа, напоминая насколько важен наш личный выбор.
А также показывая, что верность и послушание Божьего народа часть того, как Бог осуществляет свои цели в нашем мире.
Это удивительная истина должна приводить Божий народ к смирению и правильным действиям, приближающих наступление Божьего Царства.
Вот в чём основная идея книги пророка Аггея.