Хотя в нашей Библии это две отдельные книги, изначально они были написаны как одна книга об одной истории, берущей начало в предшествующих ей первой и второй книге Царств.
Давид объединил колена Израиля в одно Царство.
Бог, в свою очередь, пообещал, что из его рода придет царь Мессия, который установит Божье Царство над народами и исполнит обетования, данные Аврааму.
Таким образом, книга рассказывает нам историю об очень длинной череде царей, которые были после Давида и о том, что никто из них не мог претендовать на это обетование. По сути каждый из них по-своему вредил израильскому народу.
О чём книга?
Книгу можно разделить на пять основных частей.
Начало и конец истории посвящены Иерусалиму. Сначала описано царствование Соломона и строительство храма, а затем последняя глава заканчивается разрушением Иерусалима и изгнанием израильтян в Вавилон.
История предшествующая этой трагедии состоит из трёх центральных частей.
По сути она объясняет:
- как Израиль разделился на два конкурирующих Царства;
- как Бог пытался предотвратить развращение народа, посылая пророков;
- как изгнание стало неизбежным следствием греха израильтян.
Правление Соломона
Книга начинается с двух глав о царстве, переходящим от стареющего Давида к его сыну Соломону. Последние слова Давида Соломону очень похожи на слова Моисея Иисусу Навину, и на прощальные слова Самуила к народу.
Это призыв оставаться верным заповедям завета и быть преданным только Богу Израиля.
Вместе с тем слова Давида звучат здесь не до конца убедительно. Потому что далее Давид и Соломон планируют утвердить новое Царство, посредством целого ряда политических убийств (мягко сказать, не самое хорошее начало).
Самый яркий момент в жизни Соломона наступает, когда он просит у Бога мудрости для руководства Израилем, и даже осуществляет мечту Давида — построить храм для Бога Израиля. Повествование здесь ненадолго останавливается, чтобы дать нам подробное описание храма.
Точно так же, как и при строительстве скинии в Торе, мы видим здесь и золото, и драгоценности, а также изображение ангелов и фруктовых деревьев. Вся эта символика напоминает нам то, что было в Эдемском саду. Это место, где встречаются небеса и земля.
Где Божье присутствие обитает посреди его народа.
Но как только Соломон заканчивает постройку храма, он пускается во все тяжкие и Царство начинает рушиться.
Он женится на дочерях других царей, заключая сотни браков ради политических союзов, а затем принимает их Богов и вводит поклонение этим Богам в Израиле. Затем Соломон накапливает огромное количество богатства, создаёт огромную армию и даже использует рабский труд для всех своих строительных проектов.
Кстати, если вы вернетесь к Пятикнижию и посмотрите на Божье постановление для израильских царей в 17 главе Второзакония, то увидите, что Соломон нарушает каждый из них.
Так что, к тому времени когда его жизнь подходит к концу, Соломон становится более похожим на фараона царя египетского, чем на своего отца Давида.
Южное Царство
Следующая часть книги начинается с того, что сын Соломона Ровоам ведёт себя так же, как и его отец. Это очень печальная история жадности и жажды власти.
Он пытается увеличить налоги и ужесточить рабский труд, однако, ведомые Иеровоамом северные колена отвергают это, восстают, отделяются и создают своё собственное царство.
Теперь перед нами Южное царство — Иудея, центром которого является Иерусалим с царями из рода Давида. А также новое Северное царство, называемое Израиль, столицей которого, в конце концов, становится Самария.
Иеровоам также строит два новых храма, чтобы конкурировать с храмом Соломона, находящимся на юге. Он помещает в каждой из них по золотому тельцу, чтобы они якобы представляли Бога Израиля. Тут мы видим много общего с золотым тельцом из 32 главы книги Исход.
С этого момента история повествует нам то о Северном царстве, то о Южном, раскрывая события в обоих из них.
У каждого царства было около двадцати сменяющих друг друга царей.
И когда автор представляет каждого из них, то оценивает время его правления по нескольким критериям:
- Поклонялись ли они одному только Богу Израиля или же поощряли поклонения другим богам?
- Как они решали вопрос идолопоклонства среди своего народа?
- Оставались ли они верными Завету как Давид или становились развращенными и несправедливыми?
В соответствии с этими критериями автор не находит благочестивых царей в Северном царстве Израиля, ни одного из двадцати. Тогда как в Южной части Иудеи положительную оценку получают только восемь из двадцати.
Это связано с ещё одной важной целью этой книги. Она в том, чтобы представить нам пророков, игравших ключевую роль в истории Израиля.
В Библии пророки не были какими-то предсказателями. Они говорили от имени Бога Израиля и были хранителями Завета. Это означает, что они уличали народ и царей в идолопоклонстве и беззаконии.
Они постоянно напоминали израильтянам об их призвании быть светом для окружающих народов, и том, что они должны повиноваться заповедям Торы. Поэтому пророки призывали Израиль к покаянию и следованию за Богом.
Пророки Илия и его ученик Елисей
В центральной части Бог посылает пророков, чтобы привлечь к ответственности каждого отдельно взятого царя.
Наиболее известные пророки были из Северного царства — Илия и его ученик Елисей, которые описаны в самом центре книги.
Илия был неистовым пророком, жившим в пустыне, а его заклятым врагом оказался северный царь Ахав и его жена ханааниянка Иезавель. Вместе эта пара приучила Израиль к поклонению ханаанскому богу Ваалу.
Здесь мы встречаем знаменитую историю, в которой Илия бросает вызов 450 пророкам Ваала, приглашая их принять участие в состязании и увидеть чей Бог настоящий. Обе стороны строят жертвенники и молятся своим богам, но только Бог Израиля отвечает огнём.
После этого, Ахав использует свою царскую власть, чтобы убить израильского земледельца, и завладеть его семейным виноградником. Илия же снова уличает Ахава в несправедливости и предсказывает гибель его дома.
В конце концов, Илия передаёт эстафету пророческого лидерства молодому ученику по имени Елисей, который просит себе в два раза больше силы, чем было у Илии.
Интересно, что автор сначала представляет семь чудес совершённых Илией, а потом говорит о четырнадцати чудесах совершённых Елисеем. Оба пророка были выдающимися людьми и исполняли одну и ту же роль, обличая царей израильских за их идолопоклонство и беззаконие. Однако, в конечном счёте им так и не удалось обратить Израиль от отступничества.
Царь Ииуй и государственные перевороты
В следующей части книги, Северное Царство переживает потрясение из-за кровавой революции, начатой царем по имени Ииуй, который в итоге уничтожает семью Ахава. Но несмотря на то, что Ииуй был изначально поставлен Богом, мы видим как его жестокость просто выходит из-под контроля.
Это запускает целую череду политических убийств и восстаний, от которых Израиль так и не восстановился.
После Ииуя один переворот сменяется другим, а каждый царь следует за иными богами и допускает ужасное беззаконие.
Всё это ведёт к 17 главе 4 книги Царств. Огромная Ассирийская империя нападает и полностью захватывает Северное царство. Его столица Самария также завоевана, а израильтяне попадают в плен и рассеиваются по всему древнему миру.
Семнадцатая глава является ключевой. Автор останавливает историю и предлагает своё пророческое размышление о том, что сейчас произошло.
Он говорит, что падение Северного Царства случилось из-за его идолопоклонства, а также обвиняет Израиль и его царей в неверности Завету.
Именно поэтому Бог предоставил им возможность испытать на себе последствия своих решений.
Концовка
Последняя часть книги рассказывает историю одинокого Южного царства. Здесь мы встречаем некоторых очень отважных царей, таких как Езекия, который доверяет Богу, когда ассирийская армия стучится в ворота Иерусалима.
Или Иосия, который обнаруживает в храме затерянный свиток книги Закона. Он начинает читать эту книгу, чувствует облегчение и проводит религиозные реформы, чтобы избавиться от идолопоклонства и от влияния хананеев.
Но Иудея уже слишком далеко зашла.
Царь Манассия, который правит в промежутке между этими двумя царями, является наихудшим из всех. Он не только вводит в иерусалимском храме поклонение статуям идолов, но и устанавливает жертвоприношение детей. Поэтому Бог посылает пророков, чтобы сказать, что время закончилось и Израиль дошёл до точки невозврата.
В последних главах рассказывается о том, как Вавилонская империя вторгается в Иерусалим, разрушает храм и уводит народ и царский род Давида в изгнание.
История приходит к завершению, оставляя нас с вопросом:
“Не навсегда ли Бог отверг Израиль? Не откинул ли Он род Давида?”.
Странная история
Последняя часть книги переносит нас примерно на 40 лет вперёд и рассказывает очень странную историю.
Она говорит о Иехонии (потомке Давида), который был бы царём, если бы вернулся в Иерусалим. Вавилонский царь освобождает его из тюрьмы, и даёт ему возможность сидеть за царским столом во все дни его жизни.
На этом книга заканчивается.
Хотя это не является чем-то значительным, но всё же посылает нам маленький лучик надежды на то, что Бог не оставил род Давида. Поэтому вопрос сейчас в том, как же Он исполнит обетование, который ранее дал Аврааму и Давиду. Как Он собирается благословить народы и принести в этот мир царство Мессии?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам стоит продолжить чтение и перейти к Писанием пророков.
Именно к этому нас и подводят книги Царств!