Обязательно прочитайте обзор первой книги Царств, где мы знакомимся с тремя главными героями: Самуилом, Саулом и Давидом. Также обратите внимание на замысел книги, который сначала представляет нам Самуила, а затем сравнивает взлёт и падение царя Саула, с восхождением на трон царя Давида.
Краткое содержание
Вторая книга Царств представляет нам историю его правления.
Сперва мы видим период успеха и благословений, с последующим моральным падением и его печальные последствия.
А заканчивается книга мастерски изложенными выводами, которые ещё раз напоминают нам как хорошие, так и плохие моменты из жизни Давида. И дают надежду на то, что грядущий царь произойдет из его родословной.
Смерть Саула и правление Давида
Вторая книга Царств начинается со смерти Саула. Ко всеобщему удивлению, Давид сочиняет длинную траурную песню, в которой оплакивает смерть человека, пытавшегося его убить. Здесь автор вновь акцентирует внимание читателей на смирении и сострадании Давида.
Он человек, которого огорчает смерть даже его врагов.
После этого в жизни Давида наступает период успеха и Божьих благословений. Все израильские племена приходят к Давиду и просят его стать их царем, чтобы объединить их. Согласившись, он отправляется в Иерусалим и завоевывает этот город.
Давид провозглашает его столицей Израиля и переименовывает в Сион. Оттуда он идёт дальше, побеждая во многих сражениях и расширяет территорию Израиля.
Объявив Иерусалим столицей, он хочет сделать его также и религиозным центром, поэтому даёт распоряжение перенести сюда Ковчег Завета.
А затем, в 7 главе 2 книги Царств, он говорит Богу, что так как теперь у Израиля есть постоянное местопребывание, то и Божье присутствие может иметь постоянный дом. Поэтому он спрашивает можно ли построить храм для Бога Израиля.
Но Бог говорит Давиду:
“Спасибо за такую мысль. Но вообще-то это я собираюсь построить тебе дом, то есть благословить твой род”.
7 глава 2 книги Царств является ключевой для понимания сюжета всей Библии. Здесь Бог обещает Давиду, что из его рода придёт царь, который построит на земле Божий храм и установит вечное Царство.
Обетование данное Давиду о грядущем Мессии, потом будет более подробно описано в книге Псалмов, а также в книгах Пророков.
Оно говорит о том же царе, которого Бог обещал ещё Аврааму, ведь как раз в будущем Царстве Мессии Бог и благословит все народы. Именно в этот момент во время всех этих Божьих благословений ситуация резко ухудшается.
Роковая ошибка Давида
Давид допускает ошибку. Она не смертельна для него самого, но приводит к гибели человека по имени Урия, который был одним из самых лучших воинов Давида.
Со своей крыши Давид видит, как купается жена Урии — Вирсавия. Её приводят к царю, он спит с ней и она беременеет. Затем он пытается всё это скрыть. Организовывает убийство Урии и берёт её в жёны. Это просто ужасно.
Когда пророк Нафан обличает поступки Давида, он сразу же сознается в содеянном. Он сокрушается, раскаивается и просит Бога простить его. И Бог прощает его. Но Бог не стирает последствия решений Давида. В результате его ужасного поступка, семья Давида и его царство начинают рушиться.
Так что в этой части книги мы видим трагическую историю, которая очень похожа на падение Саула. Сыновья Давида в конечном итоге повторяют его ошибки. Причём делают это ещё ужаснее.
Так Амнон насилует свою сестру Фамарь. А когда их брат Авессалома узнаёт обо всём этом, он убивает Амнона. Потом Авессалом вынашивает секретный план как сместить своего отца Давида с престола, и устраивает коварный заговор. И вот уже во второй раз Давид вынужден оставить свой дом и прятаться в пустыне.
Правда, теперь он не является невиновным.
Восстание заканчивается тем, что сын Давида погибает. И из-за этого Давид сильно скорбит и снова оплакивает того, кто пытался его убить. В последние дни Давида мы снова видим его на своем троне, но теперь это полностью сокрушенный человек. Его сердце разбито из-за печальных последствий греха.
Концовка книги и её замысел
Книга заканчивается хорошо продуманным эпилогом, состоящим из рассказов, которые идут не в хронологическом порядке, а повинуются прекрасному литературному замыслу создавая симметрию.
В начале и в конце расположены две истории, которые говорят о раннем царствовании Давида и сравнивают его неудачи с ошибками Саула, так как каждый из них причинил боль другим людям из-за своих неправильных решений.
Следующие внутренние пары историй говорят о Давиде и его армии, состоящей из многих отважных людей, которые сражались с филистимлянами.
Что интересно, обе эти части рассказывают нам о слабостях Давида во время сражений. Таким образом, в противовес герою, который всегда побеждает в главах с 1 по 9, мы видим уязвимого человека, который зависит от помощи других.
В центре эпилога находятся две поэтические песни, которые представляют воспоминания Давида о своей жизни. Он вспоминает времена, когда Бог милостиво спасал его от опасности, и видит что Бог всегда был верным своему Завету, в котором дал обетование ему и его семье.
Оба стихотворения завершаются надеждой на Божье обетование о будущем царе, который установит вечное Царство.
Эти поэмы и Божьи обещания также связаны с песней Анны, с которой началась эта книга. Как результат, ключевые отрывки из начала, середины и конца книги объединяют все её темы вместе.
Несмотря на зло Саула и Давида, Бог продолжает совершать свою волю, достигая своих искупительных целей. Он противился высокомерию Давида и Саула, но поднял Давида, когда тот смирился. Эта книга показывает нам надежду на будущее, которое простирается дальше жизни самого Давида.
Она смотрит вперёд на Царя Мессию, которая однажды принесет Божье Царство и благословение всем народам.
Вот о чём повествует книга Царств.