Обзор: 1 Царств

Ветхий Завет

Первая и вторая книги Царств это две отдельные книги в наших современных Библиях, но такое деление обусловлено лишь длиной свитка. Изначально, это было написано как одна целостная история.

Сейчас мы разберём только первую часть.

После освобождения из египетского рабства, Израиль заключил завет с Богом на горе Синай и, в конечном итоге, вошёл в землю обетованную. Там Израиль должен был оставаться верным Богу и повиноваться заповедям завета. Ещё до книги Царств, эпоха судей показала, что Израиль полностью провалил эту задачу.

Этот период морального хаоса продемонстрировал, что Израиль нуждается в мудрых и верных лидерах. В книгах Царств мы читаем об ответе на эту нужду.

О чём первая часть книги Царств?

Повествование книги фокусируется на трёх главных героях:

  1. Пророк Самуил.
  2. Царь Саул.
  3. Царь Давид.

Благодаря им, Израиль из собрания разных колен превратился в единое царство царя Давида в Иерусалиме.

Согласно удивительному замыслу книги Царств, история этих трех персонажей представлена в четырех основных частях.

Самуил главный лидер и пророк в первой части книги. Но он также играет ключевую роль в её следующей части, где речь идет о Сауле. Эта история имеет два этапа. Один описывает приход Саула к власти и его ошибки, а второй рассказывает о его падение и трагической гибели.

Здесь драма, связанная с крахом Саула, пересекается с захватывающим взлетом Давида, чья история также состоит из двух стадий.

Сначала он переживает период расцвета, но за этим следует упадок и постепенное самоуничтожение его семьи и всего царства.

Книга заканчивается эпилогом, подводящим итог всей истории. Так что давайте углубимся и посмотрим как разворачиваются эти события.

Самуил и битва с филистимлянами

Первая часть берёт начало из хаоса книги Судей. Мы знакомимся с трогательной историей женщины по имени Анна. Она очень огорчена из-за того, что никогда не имела детей.

По милости Божьей, у неё наконец рождается сын, которого она называет Самуил.

Её радость проявляется в прекрасной песни, записанной во второй главе. Это поэтическая молитва о том:

  • как Бог противится гордецам и возвышает смиренных;
  • как несмотря на все трагедии и человеческое зло, Бог осуществляет свои цели в истории;
  • что Он однажды поставит помазанного царя для своего народа.

Молитва Анны была помещена в начале книги, чтобы представить ключевые темы, которые мы увидим на протяжении всей дальнейшей истории.

Самуил вырастает и становится великим пророком и лидером для своего народа, в то время как филистимляне превращаются в заклятых врагов Израиля.

В решающем сражении израильтяне ведут себя самоуверенно, и вместо того, чтобы молиться и просить Бога о помощи, хвастаются Ковчегом Завета словно магическим амулетом, который автоматически обеспечит им победу в битве.

Из-за их высокомерия Бог позволяет Израилю проиграть битву, а Ковчегу оказаться захваченным в плен. Филистимляне помещают Ковчег в храм своего бога Дагона. Далее Бог Израиля поражает филистимлян и их бога Дагона без участия армии, просто посылая на них свои кары. Филистимляне отказываются от Ковчега и возвращают его Израилю.

Как следствие, это краткая история преподает нам важный урок: Бог не прислуга Израиля.

Он противится гордости как у филистимлян, так и у своего народа. И поэтому израильтянам нужно оставаться смиренными и послушными, и тогда они испытают благословения Божьего Завета. С этого и начинается следующий большой раздел.

Саул и его правление

Израильтяне приходят к Самуилу и говорят, что хотят царя как у всех прочих народов и просят найти его. Самуилу это не нравится и он идёт советоваться с Богом. Бог отвечает, что видит их неправильные мотивы.

Но если царь это и правда то, чего они хотят, тогда пусть Самуил даст им царя.

И здесь мы впервые знакомимся с Саулом. Саул — особенно трагичная фигура, потому что начиная он вселял очень много надежд. Высокий и красивый, он казался идеальным кандидатом на роль царя. Но при этом имел серьезные недостатки в характере.

Он был нечестным, нечестивым, не умел признавать свои ошибки, и эти недостатки привели его к падению. Сначала он выигрывает несколько сражений, но потом поддается своим слабостям, и, в конце концов, теряет позиции открыто не повинуясь Божьим заповедям.

Состарившийся Самуил обличает Саула и Израиль.

Ранее он предупреждал народ, что они могут быть успешными только со смиренным и верным Богу царём. В противном случае царь Израиля потерпит крах. Он сообщает Саулу, что Господь собирается поставить вместо него нового царя. Так и начинается падение Саула.

Давид и смерть Саула

Однако, в то же время Бог действует за кулисами и готовит ему замену. Это невзрачный пастушок по имени Давид. Он — наименее вероятный кандидат на роль царя, но знаменитая история Давида и Голиафа показывает, что Божий выбор в пользу Давида основан не на статусе его семьи, а на его радикальном и смиренном доверии к Богу Израиля.

В итоге эта история воплощает в себе все темы знаменитой молитвы Анны.

Гордый Саул и Голиаф унижены, а смиренный Давид возвышен. С этого момента мы видим, как Саул медленно погружается в безумие, тогда как влияние Давида возрастает.

Давид начинает служить Саулу как военачальник. Он выигрывает все сражения, приобретая также и всю славу. И вот Саул начинает завидовать и преследовать Давида. Он охотится на него, пытаясь убить. Давид ничем этого не заслужил, поэтому он просто убегает и прячется в пустыне.

Здесь мы видим истинный характер Давида. У него есть много возможностей убить Саула, но он этого не делает. Он просто верит, что несмотря на все зло Саула, Бог сам воздвигнет царя для своего народа.

Так же интересно то, что многие из стихов Давида, которые находятся в книге Псалмов, связаны именно с этим периодом его жизни и все они выражают одно и то же настроение доверия.

Таким образом, эта часть книги заканчивается ужасной смертью Саула после поражения в битве с филистимлянами.

Конец первой книги Царств

Первая книга Царств доносит нам некоторые из самых запутанных, но при этом очень хорошо рассказанных историй во всей Библии. Главный герой Саул и Давид описаны очень реалистично. Автор желает, чтобы мы изучили их характеры и узнали в них самих себя.

В истории Саула мы видим важное предупреждение, чтобы мы размышляли о собственных недостатках и о том, какой вред они приносят как нам, так и другим людям.

Также с Божьей помощью нам нужно смирить себя и разобраться с негативными сторонами нашего характера, чтобы не повторить историю Саула.

С другой стороны, Давид представлен как пример терпения и веры в то, что Господь управляет всеми событиями нашей жизни. Именно поэтому он бежит в пустыню преследуемый Саулом. У Давида были все основания думать, что Бог покинул его, но он смотрел на это иначе.

История Давида призывает нас верить в то, что несмотря на человеческое зло, Бог достигает своих целей. Он противится гордым и возвышает смиренных.

Обо всём этом и повествует первая книга Царств.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт