Обзор: 1 и 2 Паралипоменон

Ветхий Завет

В нашей Библии это две отдельные книги, тогда как в оригинале она одна. Из-за большой длины свитка, книгу пришлось разделить на две части, но изначально она была написана как единая история с непрерывным сюжетом. В наших переводах Библии, книги Паралипоменон идут сразу после книг Царств.

Большая их часть является повторением того, о чём мы уже знаем, поэтому приступая к ним, большинство современных читателей думают: “В чём здесь дело? Ведь я уже это читал”. И перелистывают страницы дальше.

Что очень плохо, потому что на самом деле, эти книги являются уникальными и очень важными для Библейской истории.

Предисловие

В традиционном еврейском порядке Библии, книги Паралипоменон идут последними, поскольку в них обобщены все еврейские писания. Первое слово в этой книге “Адам” — самый первый персонаж, с которого всё и началось. А последняя глава говорит о возвращении израильтян из плена.

По сути, мы не знаем кто автор этой книги, но, судя по деталям которые в ней находим, она была написано кем-то, кто жил пару сотен лет после возвращения израильтян из Вавилонского пленения.

Можно сделать вывод, что к тому времени Иерусалим и храм уже были восстановлены.

Но как мы видим из книг Ездры и Неемии, дела шли не так уж и хорошо. Пророки ожидали, что после восстановления города и храма Бог будет обитать среди своего народа. Они верили, что однажды придет Царь Мессия и все народы будут жить под Его мирным правлением.

Однако, это пока не исполнилось. Именно потому автор книги Паралипоменон напоминает все эти истории о Давиде, Соломоне и других целях из прошлого, рассчитывая что они укрепят надежду людей на будущее.

Как мы увидим, он написал эту книгу сделав чёткое ударение на двух основных темах:

  1. Надежда на грядущего Царя Мессию.
  2. Ожидание от нового храма.

Давайте углубимся и посмотрим, как эти темы проходит через всю книгу.

Первая книга Паралипоменон

В первых девяти главах первой книги Паралипоменон, мы встречаем родословные, то есть длинные списки имен. Скорее всего, когда вы будете их читать это покажется вам довольно скучным, однако, на самом деле, они очень-очень важны.

Автор обобщает всю историю Ветхого Завета, упоминая все главные ключевые личности. Он сознательно использует родословную, чтобы выделить в них две основные линии.

Первое это родословная обещанного Царя Мессии. Автор тратит много усилий, чтобы проследить родословную Иуды ведущую к царю Давиду, которому и было дано обетование о Мессии.

А затем следует по ней от Давида до времени, где живет вторая линия, которой здесь уделяется много внимания — Священство. Потомки Аарона, которые, конечно же, служили в храме.

Вы с самого начала можете увидеть две основные темы:

  1. Надежду автора на приход Мессии.
  2. Ожидания строительства нового храма, источником которых становятся древние родословные.

Далее автор подходит к рассказам о Давиде и большинство из них будут вам знакомы по первым книгам Царств. Но опять же, здесь есть некоторые действительно важные различия.

Прежде всего, автор опускает все негативные истории, в которых рассказывается о слабостях или грехах Давида. Например, о том, как Саул преследовал его в пустыне или о его прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве её мужа.

Всё это уже позади. Оставлены лишь истории, которые рассказывают о Давиде с хорошей стороны.

Но здесь также есть новый дополнительный материал, который вы не найдете в книгах Царств, и который снова показывает Давида в очень позитивном свете. Например, это огромный блок глав, где Давид готовится к постройке храма.

Он упорядочивает ресурсы и работу строителей, а также организовывает левитов и храмовый хор. Более того автор представляет Давида, проводя параллели с Моисеем. Бог дает Давиду планы по строительству храма, так же как когда-то это было с Моисеем при строительстве Скинии.

Так зачем весь этот новый материал о Давиде?

Автор не пытается скрыть его недостатки. Он знает, что любой может прочитать о них в первых двух книгах Царств. Скорее всего, он хочет представить Давида как самого лучшего царя, который является прообразом будущего Мессии из этой же родословной.

Это очень похоже на то, как Иеремия и Иезекииль говорят о грядущем Мессии, словно о новом Давиде.

Такой подход наиболее ясно выражается в том, как автор пересказывает нам историю об обетовании Божьего завета, данного Давиду в 17 главе первой книги Паралипоменон.

Если вы сравните эту историю с параллельным отрывком из 7 главы 2 книги Царств, то придете к выводу, что автор книги Паралипоменон хочет сказать, что ни Давид, ни Соломон, ни другие цари из его родословной не подходили на роль обещанного Мессии. И что когда придёт Мессия, он будет таким же царем, как и Давид.

Таким образом, все эти истории о Давиде взятые из прошлого, вдохновляют автора ещё больше надеяться на будущее.

Вторая книга Паралипоменон

После смерти Давида, мы переходим во вторую книгу Паралипоменон, где рассказывается о царях, которые жили в Иерусалиме. И, опять-таки, там есть много как много общего с 3 и 4 книги Царств, так и много ключевых различий.

В частности автор упустил все истории о царях Северного Царства Израиля, чтобы сосредоточиться лишь на генеалогии Давида. Взамен мы встречаем много нового материала о царях из этой родословной.

Он особенно выделяет царей послушных Богу и добавляет новые истории о том, как это послушание привело к их успеху и Божьему благословению.

Также здесь появляются новые рассказы о царях неверных Богу. Они не следовали закону и направляли Израиль к поклонению идолам. В результате эти цари столкнулись с ужасными последствиями, которые стали причиной пленения израильского народа.

Поэтому вся эта часть книги посвящена исследованию характеров персонажей. Автор хочет, чтобы последующее поколение израильтян извлекло уроки из ошибок своих предков, и стало послушным Богу и Его закону.

Концовка книг и итог

Хочется сказать, что заключение книги тоже очень интересное. В её конце появляется персидский царь по имени Кир. Он говорит израильтянам, что теперь они могут вернуться из плена домой, отстроить город и восстановить храм.

Последние строки книги, это его слова и книга завершается незаконченным предложением.

Конечно же, автор знает о первом возвращении с плена и историях Ездры и Неемии, но, по его мнению, пророческие ожидания Израиля так и не исполнились во время этих событий.

Таким образом, это не законченное предложение показывает, что автор возлагает надежду на другое возвращение из плена, когда в конце концов, придет Мессия, который восстановит и храм, и Божий народ.

Книга Паралипоменон это последняя книга еврейских Писаний. Заканчивается она указывая на будущее. Она призывает Божьих людей оглянуться назад, чтобы потом посмотреть вперёд, потому что прошлое может стать источником надежды на будущее. Книги Паралипоменон будто бы обрывают Ветхий Завет на незаконченной ноте.

И в этом вся суть их истории.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт