Души под жертвенником. Жизнь после смерти? Анализ Откр. 6:9-11

Библия

Сегодня мы рассмотрим один интересный стих, который записан в книге Откровение. В шестой главе, с девятого стиха, мы читаем:

(Откр. 6:9-11) «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

При чтении этого отрывка возникает следующий вопрос: Что означает фраза «души под жертвенником»? Некоторые исследователи верят, что речь идет о бестелесных душах. Например, Александр Лопухин, православный богослов пишет: Это «души в собственном смысле этого слова, то есть бессмертные души умерших людей»

  • Действительно ли это так?
  • Подтверждают ли эти стихи учение о бессмертии души?
  • Почему сказано, что души находятся под жертвенником?

Тут мы проанализируем данный отрывок, чтобы найти ответы на эти вопросы.

Буквальная или символическая сцена?

В самом начале следует обратить внимание на то, что книга Откровение – наполнена символами и образами. Например, Иисус представлен в виде Агнца, который имеет семь рогов и семь очей. Поэтому ясно, что не все сцены и видения мы должны толковать буквально. Подобным же образом мы должны рассматривать отрывок с душами. Они находятся под жертвенником, взывают к Господу, получают белые одежды. Очевидно, что это не буквальная сцена, а символическое изображение, призванное убедить тех, кому грозят мучения и смерть, что в конце концов они будут отмщены Богом.

Душа в книге Откровение

Для того, чтобы понять, какой смысл вкладывал Иоанн в слово «душа», необходимо посмотреть на использование данного слова в других местах книги. Слово «душа» встречается семь раз в книге Откровение. Прочитаем два текста:

  • «и умерла третья часть созданий в море, имеющих души, и третья часть судов погибла» (Откр. 8:9).
  • «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11).

Согласно этим текстам, душу имеют как животные, так и люди. Все морские существа, которые имели душу – погибли. И люди отдали свою душу ради Христа, они умерли за Его Имя. То есть мы видим, что в этих двух текстах, слово «душа» означает «жизнь», и противопоставляется со смертью. Смерть — это прекращение души, это отсутствие жизни. Прочитаем следующие два текста:

  • «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всякая душа жизни умерла в море». (Откр. 16:3).
  • «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает… …и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откр. 18:11,13).

Согласно этих стихов, слово «душа» имеет уже несколько иное значение. Сказано, что «всякая душа жизни умерла в море». Что это говорит нам о душе? Что она может умереть. Апостол Иоанн ясно говорит о том, что душа смертна. Также автор книги Откровение помещает слово «душа» рядом со словом «тело». Мы прочитали: «тел и душ человеческих».

Союз «и» — греческое «кай», согласно правил грамматики древнегреческого языка является эпексегетическим союзом. Что это за странное слово? Согласно словарю лингвистических терминов, Эпексегетический союз – это объяснительное расширение, добавляемое к уже законченному высказыванию.

Учитывая это, в одном из лучших комментариев на книгу Откровение, Дэвид Он, профессор Нового Завета переводит данную фразу следующим образом: «тел, то есть душ человеческих». То есть Апостол Иоанн использует слово «тело», а потом уточняет, тело – это душа человеческая. Это говорит нам о том, что для Иоанна слова «тело» и «душа» являются синонимами. В данном случае слово «душа» означает просто «человек».

Итак, в этих двух текстах, слово «душа» относится как к животным, так и к людям, но уже не означает «жизнь», как в предыдущих стихах, а означает «существо», «живой организм». Прочитаем еще один стих, в котором упоминается слово «душа».

«И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя — ты уже не найдешь его» (Откр. 18:14).

В данном случае слово «душа» указывает на внутренний мир человека. Теперь у нас остался последний стих:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4).

Данный стих содержит сильные параллели с отрывком шестой главы, где упоминаются души под жертвенником. Откровение шесть – девять – это первый случай употребления слова «душа» в книге, а Откровение двадцать – четыре – последний.

Посмотрим на эти параллели: И там, и там Иоанн видит души. Речь идет о мучениках за Слово Божье и за свидетельство. В первом тексте – обещание о спасении, а во втором – получение спасения. Это второе видение «душ» в двадцатой главе помогает лучше понять первое видение. На их вопль «доколе?» наконец дается окончательный ответ.

Ранее эти души были представлены как мученики, а здесь они воскресшие победители. Апостол Иоанн ясно говорит, что души праведников ожили, то есть воскресли. Поэтому мы приходим к выводу, что до первого воскресения души праведных людей – мертвы. Анализ употребления слова «душа» в книге Откровение показывает, что Апостол Иоанн не верит в бессмертие души.

Но если это так, то почему он пишет о том, что эти души взывают к Господу? Как мертвые души могут говорить? Вопли душ Ответ на самом деле очень простой. Во-первых, в книге Левит мы находим еще одно значение слова «душа». В семнадцатой главе сказано, что душа – это кровь (Левит 17:11,14). Во-вторых мы читаем:

«И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» (Бытие 4:10).

«и к Ходатаю нового завета — Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:24).

Итак, мы видим, что Апостол Иоанн использует уже знакомый образ. Как кровь мученика Авеля вопияла к Богу о справедливости, так и здесь кровь мучеников взывала к Господу. Такой вывод подтверждает и наличие жертвенника.

Почему души находятся под жертвенником?

Потому что в ветхозаветных храмовых ритуалах кровь выливалась к подножию жертвенника (Лев. 4:7, 18, 25, 30-34; 8:15; 9:9). Православный библеист Ианнуарий Ивлиев пишет:

«Души мучеников находятся под жертвенником всесожжении, наподобие крови жертвенных животных, которая сливалась «к подножию жертвенника всесожжении» (Лев 4:7)».

Используя символизм, Апостол описывает верный Божий народ, принесенный в жертву в качестве мучеников, чья кровь пролита и жизнь отдана как жертва Богу.

Выводы

Итак, мы с вами выяснили, что библейский отрывок Откровение шесть: девять – одиннадцать – это символическая картина, основанная на Ветхом Завете. Проанализировав употребление слова «душа» в книге Откровение, мы увидели, что оно означает: Во-первых, жизнь. Во-вторых – существо, организм. В-третьих – внутренний мир человека, и в-четвертых – кровь. Из данных текстов видно, что душа не является бессмертной, но умирает. Она смертна. Апостол Иоанн учит о целостной природе человека.

В отрывке шестой главы – души под жертвенником, которые взывают к Богу – это символ мертвых мучеников, которые принесены в жертву, а их кровь вылита к его подножию. Как кровь Авеля, так и кровь других праведников взывает к Богу о восстановлении справедливости. Но в конце произойдет воскресение душ. Все, кто находится в могилах, услышат голос Христа и оживут. Следует сказать, что к такому выводу приходят другие богословы: Например, Крейг Коестер, лютеранский богослов, в очень известном комментарии, пишет о том, что книга Откровение не подтверждает учение о бессмертии души.

Также, баптистский профессор Нового Завета, Джордж Лэдд пишет:

«Тот факт, что Иоанн увидел души мучеников под жертвенником, не имеет никакого отношения к состоянию мертвых или к их положению в промежуточный период. Это лишь яркое описание, указывающее на их мученичество во имя Христа».

Многие христиане в своей жизни пострадали, и были убиты за Слово Божье. Это было во времена Иоанна, и это происходит даже сейчас в наше время. Но Господь открывает нам, что в конце справедливость будет восстановлена. Все, кто пострадал за Христа, воскреснут, и будут жить вечно.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт