Выход души из тела в Библии

Библия

Известно, что в Священном Писании нигде не встречается таких понятий как: вечная или бессмертная душа. Но чтобы подтвердить библейские корни этой доктрины, ее сторонники обращаются к некоторым текстам Священного писания.

В Ветхом завете есть два стиха в которых видят учение о душе, способной самостоятельно существовать вне тела. Первый из них записан в книге Бытие 35:18, а второй в третьей книге царств 17:20,21. В книге Бытие мы читаем:

«И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином».

Мэтью Генри, английский богослов в своем комментарии пишет:

«Смерть Рахили …. является ничем иным, как отходом души в духовный мир».

Этой же точки зрения придерживается Роберт А. Морэй, христианский апологет.

Он категорически утверждает:

«Если бы авторы Писания не верили в то, что душа покидает тело по смерти и возвращается в него при воскресении, то они не использовали бы подобную фразеологию (выход и возвращение души). Их манера выражаться показывает, что они верили в продолжение существования человека после смерти тела».

Возникает вопрос, действительно ли этот стих говорит о душе, как отдельной субстанции, способной пережить смерть?

Терминология

Вначале разберемся с терминологией, что такое душа с библейской точки зрения. Слово «душа» – переведено с древнееврейского слова – нефеш, которое происходит от аккадского термина напишту и обозначает орган дыхания или горло/гортань.
Слово «душа» имеет множество значений, основные из которых, это:

  • горло, шея;
  • дыхание;
  • живой организм;
  • эмоциональное состояние и чувства;
  • жизнь, жизненная сила.

В известном словаре написано: ««нефеш» означает дыхание, внутреннее существо с его мыслями и эмоциями. Оно используется 753 раза в Ветхом Завете и имеет широкий диапазон значений. Большинство его употреблений относятся к таким категориям: дыхание, буквальное или фигуральное; внутреннее существо с его мыслями и эмоциями; и, следовательно, всего человека».

Мы видим, что одно из значений души – это буквальное дыхание. Хороший пример, находится в книге пророка Иеремии:

«Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое».

Буквально: выдыхает душу. То есть дыхательные процессы прекращаются.

Итак, одно из значений слова «душа» — это буквальное дыхание живых организмов. В контексте значения души, как дыхания мы и должны понимать стих Бытие 35:18, где речь идет о смерти Рахили. Выражение «выходила из нее душа» означает, что «ее дыхание прекращалось», или «она испускала последний вздох», то есть – это метафора смерти, связанная с прекращением дыхания.

Другими словами, как утверждает Боб Атли, выход души из тела, всего лишь древнееврейская идиома, означающая, что жизнь человека на земле заканчивается, когда прекращается его дыхание.

Как верно подметил Ханс Вальтер Вольфф:

«Нельзя забывать, что нефеш никогда не придается значение неуничтожимой сущности бытия, противопоставляемой физической жизни и способной жить помимо этой жизни. Когда упоминается «выход» нефеш из человека, либо ее «возвращение», то основная идея заключается в конкретном понятии прекращения и восстановления дыхания».

В третьей книге царств содержится другая история, в которой говорится о возвращении души.

«И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил».

Что можно сказать об этом тексте?

В первую очередь, нужно обратиться к контексту. В 17 стихе мы читаем:

«После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания». (3 Царств 17:17).

Явно говорится о буквальном дыхании. Эти слова однозначно указывают, что возвращение души нужно понимать в том же русле, что и предыдущий отрывок. Свидетельство Священного Писания ясно показывает, что исход души – это прекращение дыхания.

Так же само и возвращение души является метафорой восстановления жизни. То есть человек снова стает живым существом, способным дышать. Вот что написано в православной энциклопедии:

«То же значение (души как дыхания) подразумевается, когда речь идет о том, как «нефеш» покидает умирающего. Об умирающей Рахили говорится: «выходила из нее душа».

Подобную ситуацию описывает пророк Иеремия:

«Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое». На основании этих примеров можно предположить, что и в рассказе о том, как пророк Илия вернул к жизни сына вдовы в Сарепте Сидонской, речь идет именно о возвращении дыхания…»

Выводы

Итак, в результате анализа текстов, мы определили, что одно из значений слова «душа» является дыхание человека. Поэтому выход или возвращение души – это метафора смерти, связанная с прекращением или восстановлением дыхания.
В Священном Писании нет никаких оснований для доктрины о бессмертии души, и ее способности существовать вне тела.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт