Если вы богомол, то для вас приемлемо поедать себе подобных, если медоед — вам все равно, что чувствуют другие животные, а для панд, родившей двойню, нормально избавиться от одного ребенка, чтобы позаботиться о втором.
Но если бы так поступили люди, мы сказали бы что это не правильно, нечестно и несправедливо. Почему это так? Почему несправедливость не дает нам покоя? Библия содержит потрясающий ответ!
Что нам говорит Библия?
Уже на первой странице мы читаем, что люди стоят выше всех других творений, будучи образом Божьим. Они, Божьи представители, призваны управлять миром на основании того, что Он считает добром и злом.
Осознание того, кто мы есть и является библейским фундаментом в вопросе справедливости.
Все люди равны перед Богом и имеют право на честь и достоинство, независимо от их происхождения.
И было бы прекрасно, если бы все так и оставалось. Но мы знаем что происходит на самом деле.
Библия не молчит об этом. Она показывает как мы постоянно переосмысливаем что такое добро и зло, делая это ради собственной выгоды и за счет других. Эта борьба за выживание, и чем кто-то слабее, тем легче этим воспользоваться.
В Библейской истории мы видим это как на уровне личности, так и на уровне семьи, и общества, и целых цивилизаций, что привело к тотальной несправедливости.
Особенно, по отношению к тем, кто уязвим. Но это не конец истории.
Среди такого хаоса, Бог избирает человека по имени Авраам, чтобы начать с него новую династию. В частности, он должен научить своих потомков жить праведно и справедливо.
Праведность и справедливость
Праведность — это библейское слово, которое мы редко используем в обычной речи. Первая с ним ассоциация — быть хорошим человеком. Но что такое быть хорошим?
В Библии употребляется еврейское слово “цедака”, которое более конкретное. Оно описывает этичный стандарт правильных взаимоотношений, в которых мы принимаем ближних как носителей Божьего образа. Как тех, кто получил от Бога право на честь и достоинство.
Слово “справедливость” по-еврейски звучит “мишпат” и может описывать карающее правосудие. Например, если я что-то украл, то должен быть наказан.
Но чаще всего, оно используется в Библии по отношению к восстановительному правосудию, которое делает еще один шаг вперед: находит обиженных и помогает им.
Некоторые люди называют это благотворительностью, но слово “мишпат” включает в себя намного больше. Оно означает стать защитником пострадавших и изменить структуру общества так, чтобы не допускать несправедливости в дальнейшем.
Важна ли справедливость для Бога?
И так, праведность и справедливость это радикальный и жертвенный стиль жизни. Мы видим эту идею по всей Библии, как, например, в Книге Притчей. Что значит “Открывай уста свои для правосудия для дела бедного и нищего?”.
А что эти слова означали для пророков. Например, для Иеремии:
“И спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте не тесните пришельца, сироты и вдовы”.
Или давайте посмотрим в Книгу Псалмов:
“Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову. А путь нечестивых извращает”.
По-еврейски, слово нечестивый звучит “раша” и означает “виновный, поступающий неправильно”. Оно относится к человеку, который унижая других, пренебрегает достоинством и Божьим образом в ближних.
Делаем вывод, что справедливость и праведность очень важны для Бога. Это то, чем руководствовалась семья Авраама и израильский народ.
Когда они переселились в Египет, то оказались в рабстве и были незаконно притесняемыми. Тогда Бог противостоял египтянам и назвал их “раша” — виновными в несправедливости.
Он освободил евреев, но, по трагической иронии, в Ветхозаветной истории, недавно спасенные люди стали поступать таким же образом, угнетая беззащитных.
Поэтому Бог послал пророков, которые теперь назвали виновными — израильтян.
Сегодняшнее время
Сегодня несправедливость процветает повсюду. Конечно, некоторые люди умышленно творят беззаконие, другие воспринимают как должное свои привилегии от такого устройства общества.
И, к сожалению, история показывает, что когда притесняемые получают власть, то сами становятся притеснителями.
Поэтому, все мы — участники несправедливости. Активно или пассивно, а иногда даже непреднамеренно. Мы все виновны.
Но, удивительное послание Библейской истории в том, что Бог отреагировал на нечестие человечества и дал нам подарок — жизнь Иисуса.
Иисус показал пример
Он был праведным и справедливым, но взял на себя нашу вину. Он снова назван праведником после своего воскресения из мертвых. И теперь предлагается согрешившим свою жизнь, чтобы они также были праведны перед Богом не по своим делам, а благодаря сделанному для них Иисусом.
Первые последователи Иисуса приняли эту праведность от Бога не просто как новый статус, но как силу, изменившую их жизни и побуждающую жить по-новому.
Когда Бог называет кого-то праведным, хотят он этого не заслужил, единственная разумная реакция — пойти искать праведности и справедливости для других людей. Это радикальность их жизни, и он не всегда удобный и простой. Потому что не боится относиться к чужим проблемам, как к своим собственным.
Вот что имел в виду Иисус, призывая “Любить ближнего как самого себя”: это посвящение на всю жизнь, вдохновленное словами древнего пророка Михея:
“О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.”