Часто задают вопрос в отношении 6-ой главы, Послания к евреям. Не учит ли этот текст потере спасения?
Евреям, 6-я глава, 4-й, 6-й стихи:
«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]».
На первый взгляд может показаться, что речь здесь идёт о людях покаявшихся, и вроде бы возрождённых. Потому что здесь сказано, что они были просвещены, вкусили дара небесного, вкусили благого глагола Божия. В 6-ом стихе – обновлять покаянием.
Т.е. вроде бы покаяние у них уже было, потом они отпали, и утратили спасение. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на этот текст более внимательно.
Прежде всего обратим внимание на фразу – «обновлять покаянием». Более буквально её следовало бы перевести, как «обновлять к покаянию». Дело в том, что в оригинале здесь используется не дательный падеж — «анакайнидзейн те метанойя». Т.е. кем, чем – покаянием. В греческом языке, это передаётся дательным падежом.
Но здесь используется конструкция с предлогом «в» или «для». «Эйс метанойя» — обновлять для покаяния. Или обновлять к покаянию. Это подразумевает, что Господь этих людей подводил, подводил к покаянию, снова и снова. Но наступает такой момент, когда вести их к покаянию становится уже невозможным. Т.е. Бог отнимает у них возможность покаяться.
Любопытно, что вот эта вот идея проходит красной нитью через всё Послание к евреям. В нём снова и снова встречается вот эта вот мысль о том, что может наступить момент, когда Бог отнимет возможность для покаяния.
В частности, в 3-й главе, Послания к евреям, говорит об этом на примере израильского народа, который вышел из Египта и находился в это время в пустыне. Здесь сказано:
«…не ожесточите сердец ваших… …как в день искушения в пустыне… … где искушали Меня отцы ваши… … Поэтому Я вознегодовал на оный род и сказал: (10-й стих) непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
Обратите внимание, какие характеристики израильского народа здесь называются – «…Я сказал: непрестанно заблуждаются сердцем…». Т.е., они постоянно находились в заблуждении. «…не познали они путей Моих…», т.е., они никогда не знали истинного Божьего пути. «…поэтому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Т.е. отнял у них возможность для покаяния. Как это выглядело в ветхозаветной истории?
Помните, что народ израильский вышел сначала из Египта. Формально, они вроде бы исполнили все постановления Моисея — помазали косяки дверей кровью агнца. Однако, всё это было сделать легко и на чисто формальном уровне.
Это ещё не свидетельствовало об их возрождении. Как многие библейские книги показывают нам, большинство народа, за редкими исключениями, остались не возрождёнными и продолжали не верить Богу.
Например, пророк Иезекииль говорит о них, что никто из них не оставил идолов своих. Или, как вот здесь мы прочитали – «…не познали они путей Моих…». В чём выразилось их неверие?
Их неверие выразилось в том, что когда соглядатаи пришли из Ханаана и рассказали им о том, как там обстоят дела, они напрочь отказались идти завоёвывать Ханаан несмотря на то, что Бог в завете Авраамовом пообещал им дать эту землю.
Итак, израильтяне продолжали упорно, можно даже сказать упрямо, не верить Божьим обетованиям завета Авраамова несмотря на то, что уже видели множество чудес: десять казней Египетских, разделение вод Красного моря, потопление армии фараона, чудесным образом Бог посылал им пищу.
Они видели уже Божьи чудеса у горы Синай. Они заключили, по крайней мере, на формальном уровне завет с Богом, завет Моисеев. И несмотря на всё это, они отказываются поверить Божьему обещанию.
И тогда Господь произносит вот эти слова – «…Я поклялся во гневе Моем, не войдут они в покой Мой…». Т.е. терпению Божьему наступил предел. После того, как они знали всю истину, видели множество чудес и продолжали не верить, Бог отнял у них возможность для покаяния.
Даже в тот момент, они не поверили этому Божьему слову, и они попробовали поступить вопреки Божьему определению. Они попробовали, в кавычках, покаяться, т.е. переменить свои мысли и начать поступать по-другому.
Помните, они пошли завоёвывать Ханаан, но потерпели сокрушительное поражение. Бог лишил их возможности передумать. Лишил их возможности войти в землю обетованную. Вновь повторим эту фразу – «отнял возможность для покаяния».
О том, что это может произойти говорят и другие главы в Послании к евреям. Неоднократно эта мысль повторяется, мы уже говорили. Но обратим внимание на всего лишь ещё один пример. Это евреям, 12-я глава, где говорится об Исаве, который отказался от своего первородства. И вот в 17-ом стихе, евреям, 12-я глава, 17-й стих, говорится:
«…вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами».
Обратите внимание в ваших Библиях, что слово «отца», набрано курсивом или, может быть, поставлено в скобки, этим самым издатели синодального перевода показывают нам, что этого слова не было в оригинале.
На самом деле, действительно, слова «отца» там не было. Самым буквальным образом этот стих переводится так – «он не мог переменить мыслей», а точнее – «не нашёл место покаянию, не нашёл место перемене мыслей». В оригинале именно в это слово – «метанойя» используется. «Не нашёл место покаянию».
Был ли Исав возрождённым и потерял ли спасение? Нет. Он не был возрождённым, но наступил такой момент, когда Бог отнял у него возможность для покаяния. Теперь давайте вернёмся к 6-й главе, Послания к евреям.
В 6-й главе продолжается таже самая тема, которая была начата в предыдущих главах – 3-й и 4-й, где говорилось об израильском народе в пустыне. Если вы посмотрите внимательно на 6-ю главу, вы увидите, что все эти эпитеты, как раз, самым прямым и непосредственным образом, применимы к израильскому народу, находившемуся в пустыне.
Они были однажды просвещёнными. Т.е., действительно, свет Божий среди них был и познание истины им было дано, среди них оно звучало. Вкусили дара небесного – они питались манной, и Господь заботился о них посылая с небес свои дары.
Они сделались причастниками Духа Святого, потому что Дух Святой непрестанно находился среди них в столпе огненном и столпе облачном. Вкусивших благого глагола Божия – они слышали Божье слово. Например, у горы Синай, когда они слышали голос Божий непосредственно и даже просили, чтобы Бог больше не говорил напрямую. И они слышали слово Божие через Моисея.
Они вкусили сил будущего века, потому что среди них непрестанно происходили чудеса. Это был один из самых, если так можно сказать, чудоносных периодов в израильской истории. И несмотря на это, они прошли мимо истины, отпали или согрешили, другими словами.
Так вот, наступил момент, когда стало невозможно обновлять их к покаянию, потому что Господь сказал: «Я поклялся во гневе Моем, они не войдут в покой Мой».
Дорогие друзья, точно так же и в нашей жизни может наступить момент, когда Бог может отнять у вас возможность для покаяния. Если вы слышали истину неоднократно. Если вы, может быть, молились и получали от Бога ответ и видели какое-то действование в вашей жизни, но так и не посвятили своей жизни Иисусу Христу, то бойтесь, потому что это не будет продолжаться вечность.
Возможность для покаяния не будет оставаться у вас всегда. Может наступить такой момент, когда Бог за ваше упрямство, за упорное неверие может лишить вас возможности для покаяния. И вы подобно Исаву, можете даже со слезами потом просить об этом, но не найдёте место покаянию.
Поэтому спешите обратиться к Господу сейчас пока у вас ещё есть такая возможность. Как здесь сказано: «… ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне…».
Спешите покаяться пока у вас остаётся такая возможность!