Кто такие духи праведников, достигших совершенства?

Библия

В послании к Евреям 12:22, 23 Павел обращается к своим слушателям со следующими словами:

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства».

Возникает вопрос: кто такие «духи праведников достигших совершенства»? Что это за существа? Сейчас вы узнаете ответы на эти вопросы, поэтому оставайтесь с нами. Итак, будем вникать в Писание. Готовясь ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на контекст.

Контекст

В одиннадцатой главе Павел возносит хвалу героям веры, после чего в начале следующей двенадцатой главы, следует настойчивое приглашение постоянно взирать на «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Следующие тексты двенадцатой главы посвящены Божьей дисциплине в христианской жизни. Тот факт, что праведные люди страдают, — это не признак божественного неудовольствия, а признак родительской привязанности Бога. Вот почему Павел говорит:

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».

Далее следует двойной призыв к миру и святости:

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

Чтобы усилить предупреждение, Павел приводит пример Исава, который променял свое право на первородство ради немедленного удовлетворения голода, и описывает его как «блудника или нечестивца» — то есть как полную противоположность примерам веры в Евреям 11. Наконец, Павел сравнивает поколение Исхода со своей аудиторией. Поколение Исхода предстало пред лицом Божиим на горе Сион. Моисей, вспоминая эту сцену, сказал:

«Я в страхе и трепете». Слушатели же Послания к Евреям приступили не к священной горе, а к небесному жилищу Бога, «небесному Иерусалиму».

Они приступили к «торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства».

Кто же такие «духи праведников, достигших совершенства»?

Чтобы понять эту фразу, большинство исследователей Послания к Евреям используют еврейскую апокалиптическую литературу. На ее основании они делают вывод, что эти духи должны быть нематериальными душами, лишенными тела и живущими на небесах, наслаждаясь вечным празднованием субботы.

Такой вывод может быть опровергнут данными, представленными в самом Послании к Евреям. С этой целью мы проанализируем существительное «духи», прилагательное «праведный» (в синодальном переводе Евр. 12:23 используется существительное «праведники», но на греческом используется прилагательное, а не существительное) и причастие «достигших совершенства».

Существительное «духи» или «дух» имеет три различных значения в Послании к Евреям. Во-первых, слово «духи» используются для обозначения ангелов, которые являются служебными духами. Во-вторых, «дух» означает Святого Духа, который дает дары, говорит о новом завете и свидетельствует о нем. Иногда Святой Дух также описывается как «Дух благодати» (Евр. 10:29) или «вечный Дух». В-третьих, слово «духи» относится к человеческим существам, которые живы и которым доступно глубокое переживание действенного и живого Слова Божьего. Точно так же, когда Павел говорит о том, что Бог наказывает Своих детей, он говорит:

«Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?».

Богослов Фелик Кортез говорит:

«Таким образом, можно сделать вывод, что «духи» во фразе «духи праведников, достигших совершенства» — это не ангелы и не Святой Дух, а люди, приступившие к горе Сион, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму».

В послании к Евреям прилагательное «праведный» встречается только дважды, за исключением исследуемого отрывка. В первый раз, оно используется в контексте терпения:

«Праведный верою жив будет».

Богу не нравятся те, кто отступает в сомнениях или неверии. Во второй раз это слово используется в контексте того, что Авель принес жертву лучшую, нежели Каин. Благодаря этой лучшей жертве Авель получает свидетельство о том, что он «праведен».

Оба примера относятся к людям, когда они были живы, а не мертвы или в бестелесном состоянии. Эти люди не показаны как бестелесные души. Поэтому можно сделать вывод, что «праведные» — это те люди, которые живут верой и выражают свою веру принесенными жертвами.

Стать совершенным

Термин «стать совершенным» встречается в Послании к Евреям несколько раз в трех разных контекстах употребления. Во-первых, Христос совершился через страдания и стал источником вечного спасения. Во-вторых, закон не может сделать совершенной совесть поклоняющегося. В-третьих, люди могут сделаться совершенными.

В Евреям 10:14 Павел заявляет:

«Ибо Он [Христос] одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых», а в Евреям 12:23 «духи праведников» достигли совершенства. Таким образом, объектами совершенства являются Христос и люди, а не бестелесные существа в метафизической сфере. Наконец, фраза «церкви первенцев» очевидно является частью параллелизма и синонимом следующей за ней фразы: «написанных на небесах» (Евр. 12:23).

В Писании часто встречается образ праведников, записанных в небесные книги. Моисей просил Бога, чтобы Он либо простил грех Израиля, либо вычеркнул и его из книги жизни. Следовательно, фразу «духи праведников, достигших совершенства» следует относить к человеческим существам, а не бестелесным душам умерших людей.

Выводы

Итак, мы с вами выяснили, что в целом, текстуальные свидетельства указывают на то, что существительное «духи» используется для обозначения ангелов, Святого Духа и людей. Прилагательное «праведный» используется для обозначения верных людей, таких как Авель и слушатели Послания к Евреям.

Термин «стать совершенным» используется для описания совершенного Иисуса, неспособности закона сделать кого-либо совершенным и людей, которые стали совершенными благодаря жертве Христа. Фелик Кортез пишет:

«Таким образом, можно с уверенностью заключить, что говоря о «духах праведников, ставших совершенными», Павел не имеет в виду души, лишенные телесной формы и живущие на небесах после своего земного пребывания и последующей смерти, наслаждаясь вечным празднованием субботы. Скорее, «духи праведников, ставших совершенными» — это люди, чьи имена записаны на небесах. Слушатели Послания к Евреям приступили к Богу, Иисусу — Посреднику нового завета, небесному Иерусалиму, бесчисленным ангелам и этим людям, которые по своей вере стали совершенными и чьи имена записаны на небесах. Этот отрывок следует понимать как призыв к верующим, подобный другому призыву Павла: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати»».

Дорогие друзья, Господь призывает нас посвятить свою жизнь Богу, и присоединится к Божьей Церкви, чтобы стать праведниками, достигших совершенства.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт