Священное Писание начинается с повествования описывающего творческую деятельность Бога. В книге Бытие в первой главе Господь представлен Творцом, создающим наш мир за 7 дней.
- Но возникает вопрос, следует ли эти семь дней понимать, как буквальные дни, обычные сутки протяженностью 24 часа?
- Или это неопределенные периоды времени, протяжённость которых можно растянуть на миллиарды лет?
Мы рассмотрим историю толкования первой главы книги Бытия, принципы ее истолкования, коснемся библейской хронологии, рассмотрим аргументы разных точек зрений, тщательно разберем текст и проанализируем что Новый Завет говорит об этом. Итак, первая тема «История толкования Бытие 1».
Знание некоторых аспектов в истории интерпретации «дней» творения в Бытие 1 может оказаться полезным в нашем исследовании. В начале мы хотим обратить внимание на то, как евреи понимали первую главу книги Бытия.
Анализируя иудейские источники, можно увидеть различные мнения, но в основном прослеживается буквальное понимание дней творения. Например: Иосиф Флавий, в своем труде Иудейские древности, говоря о недели творения понимает дни творения как обычные сутки.
Один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда Рамба́н говорит:
«И знай, что дни, упоминаемые в рассказе о сотворении мира, были во время сотворения неба и земли настоящими днями, состоящими из часов и мгновений, и было их шесть, как шесть дней работы, таков прямой смысл Писания».
Один из виднейших еврейских деятелей XX века Менахем-Мендл Шнеерсон писал:
«Шесть дней творения — это дни в прямом значении…».
В сегодняшнее время в иудаизме картина неоднозначная. Некоторые исследователи пытаются согласовать свои религиозные взгляды с выводами современной науки. Давайте сейчас перейдем к христианским комментаторам. Многие отцы церкви придерживались буквальной интерпретации. Например, Василий Великий говорит:
«И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь».
Ему вторит Ефрем Сирин:
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание».
Также Иоанн Дамаскин написал:
«От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: “и бысть вечер, и бысть утро, день един”».
Подобных взглядов придерживались Феофил Антиохийский, Феодорит Киррский, Севериан Гавальский, Феодор Мопсуестийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий и многие другие.
Мы видим, что многие христианские деятели и отцы церкви верили, что наш мир был создан за 6 буквальных дней.
Протоиерей Константин Буфеев пишет:
«Не вызывает никакого сомнения, что все пророки, апостолы и Отцы Церкви согласно воспринимали дни Шестоднева как обычные сутки».
Скорее всего среди первых, кто начал понимать дни творения не буквально, был Ориген. В своем труде о началах, он следуя за Филоном, аллегорически толкует первую главу книги Бытие. Августин — самый известный из латинских отцов, последовал за Оригеном и написал:
«Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить».
Аллегорический подход к толкованию Писания сыграл немаловажную роль в изменении понимания первой главы книги Бытия. Буквальное значение попросту игнорировалось. Также греческая философия оказала влияние на понимание дней творения. В ней Бог безвременен. Поскольку творческие дни являются частью божественной деятельности, предполагалось, что их также следует понимать в безвременном смысле. Реформаторы шестнадцатого века настаивали на том, что единственное истинное значение Священного Писания — это буквальный и простой смысл текста.
Мартин Лютер писал:
«Мы утверждаем, что Моисей говорил в прямом смысле, а не аллегорически или фигурально, то есть что мир со всеми его существами был создан в течение шести дней».
Кальвин также был полностью согласен с утверждением Лютера, и подобным образом понимал «дни творения». Анализируя историю истолкования дней творения, мы можем увидеть изменения, которые произошли под влиянием модернизма. Были опубликованы труды Джеймса Хаттона (1726-1797) и Чарльза Лайелла (1797-1875). В своих трудах они разработали учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов.
После этого многие богословы начали переосмысливать понимание книги «Бытие». То есть новое мировозрение, новые взгляды на происхождение нашей планеты, побудили многих христиан изменить свое понимание дней творения. Также некоторые богословы все чаще пытаются согласовать историю сотворения мира с эволюционной теорией.
Например, немецкий комментатор Хансйе Брестатес написал, что дни творения не являются единицами времени, которые можно определить с помощью часов. Сегодня большинство богословов придерживаются мнения, что дни, упомянутые в первой главе книги Бытия, являются длинными неопределенными промежутками времени.
Итак, мы с вами кратко рассмотрели историю толкования дней творения. Мы увидели, что как и в иудаизме, так и в христианстве многие исследователи верили, что дни в Бытие 1 – это обычные сутки, длительностью 24 часа. Также мы узнали, что причины не буквального понимания дней, главным образом связаны с проблемами, которые пришли извне.
Во-первых это влияние греческой философии, и во-вторых «необходимость».в последние 200 лет гармонизировать Бытие 1 с выводами ученых относительно возраста Земли. То есть изменение в понимании дней творения в сторону длинных неопределенных отрывков времени было продиктовано не глубоким и тщательным исследованием Библии, а вышеупомянутыми причинами.