Приветствуем Вас. Сегодня мы расскажем об эпидемиях, упомянутых в Библии. Если наш рассказ будет для вас интересным и полезным, то посещайте нас чаще!
Описание разного рода заболеваний встречается в Библии неоднократно, что свидетельствует о том, что еврейскому народу на протяжении его истории пришлось познакомиться с различными эпидемиями. О некоторых из них мы расскажем в этом материале.
Одно из первых упоминаний об эпидемиях мы находим в книге Исход, в котором речь идет об исходе евреев из Египта в землю Ханаанскую. Фараон не хотел выпускать евреев из Египта и Моисей предсказал, что Египет будет наказан разными бедами, если фараон не передумает и не отпустит народ Божий восвояси. Эти беды принято называть казнями египетскими.
Всего в Библии говорится о 10 наказаниях, постигших Египет:
- превращение воды в кровь,
- нашествие лягушек, затем мошек,
- наказание песьими мухами,
- мор скота,
- язвы и нарывы,
- гром,
- молнии и огненный град,
- нашествие саранчи,
- тьма египетская,
- и, наконец, смерть первенцев.
Современные исследователи подвергли это сообщение анализу и пришли к выводу, что египетские казни представляли собой катастрофических размеров бедствия, хорошо известные древним египтянам и упоминаемые в египетских документах.
Особый интерес вызывает десятая казнь, в которой Моисей предсказал фараону, что в наказание за порабощение израильского народа Бог истребит всех первенцев в Египте, от первенца самого фараона до первенца рабыни, а также все первородное из скота и тогда египтяне сами будут просить, чтобы израильтяне ушли из Египта. И это предсказание сбылось.
В полночь смерть стала косить всех первенцев в Египте, и ужас охватил всю страну. Дома же израильтян, двери которых были помазаны кровью пасхальных агнцев, были пощажены.
Фараон ночью же призвал Моисея и Аарона и поторопил их увести народ израильский со всем скотом из Египта, не поставив при этом никаких условий. Это описание вызывает предположение, что здесь речь идет о какой-то эпидемии, вызвавшей большое количество смертей.
Но современные исследования, все-же, опровергают это предположение. Речь идет о явлении, обычном не только для Египта, но и для других стран тогдашнего мира и происходившего неоднократно.
Многочисленные смерти объясняются заражением верхнего слоя зерна токсинами грибка, именуемого черной плесенью. Он мог попасть туда из воды или вместе с экскрементами саранчи.
Смерть же именно первенцев объясняется тем, что по египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное.
Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.
Эпидемия мышей
Следующий рассказ об эпидемии находим в Первой книге Царств, в которой описана история еврейского народа от рождения пророка Самуила до смерти первого царя Иудеи Саула.
Довольно много в этой книге говорится о столкновениях евреев с народом филистимлян, которые на некоторое время покорили почти все колена израилевы. После одного из поражений, иудеи решились вынести на поле сражения Ковчег Завета – наибольшую святыню Израиля.
Однако и на этот раз филистимляне победили. Но наиболее страшным ударом было то, что в руки филистимлян попал священный Ковчег Завета.
Библия описывает, что филистимляне забрали Ковчег в свой город Азот и поместили его в храме своего верховного бога Дагона. Но вскоре в городе вспыхнула эпидемия неизвестной болезни, а не полях появилось множество мышей, уничтожавших посевы. Испуганные жители Азота, перенесли Ковчег в город Геф, затем в Аскалон, но в каждом из этих городов начинались эпидемии.
В этом городе собрались владетели всех 5 филистимских городов, объединенных в союз и решили возвратить Ковчег израильтянам, потому что поняли, что это единственный способ предотвратить распространение болезни. Вместе с ковчегом были направлены искупительные дары: пять золотых наростов и пять золотых мышей, по числу филистимских городов.
Ковчег и дары поставили на колесницу, запряженную коровами и те, без всякого управления, вывезли колесницу в стан иудеев. Возможно, в этом фрагменте речь идет об эпидемии бубонной чумы, сопровождавшейся появлением болезненных наростов – бубонов. Возможно, не случайно здесь и упоминание о нашествии мышей.
Как известно, одним из наиболее вероятных носителей чумы были крысы, возможно бог тут речь идет о нашествии крыс.
Осада ассирийцев
Следующий рассказ об эпидемии находим в четвертой книге царств. В ней излагается история Израильского и Иудейского царства до момента их покорения ассирийскими и вавилонскими царями.
Известно, что в 978 году до нашей эры, единое еврейское государство разделилось на два: северное – Израиль и Южное – Иудея. В 722 году до н. э. Израиль завоевали ассирийцы, переселив его жителей в Мидию. Политика переселения была обычной для ассирийцев. Это государство вело беспрерывные войны и теряло свое население.
Поэтому, после очередной удачной войны, население завоеванной провинции переселялось. Лишенные корней, переселенные жители быстро ассимилировались и становились ассирийцами. Точно так же были ассимилированы жители Израиля и навсегда были потеряны для иудейства. Подобная же участь угрожала и жителям Иудеи.
В 701 году ассирийский царь Синнахериб (704-681 гг. до н. э.) с огромным воском вторгся в Иудею, разорил несколько городов и подступил к Иерусалиму. Иудейский царь Езекия заплатил ассирийцам огромную контрибуцию, для чего были даже взяты вещи из храма (4-я Царств, 18, 19).
Однако ассирийцы не ушли, а продолжили осаду. И, как сообщает Библия, Бог покарал завоевателей. В ассирийском стане пало 185 тысяч воинов и Синнахериб вынужден был возвратиться в Ниневию. Этот эпизод нельзя иначе трактовать, как описание какой-то неведомой смертельно опасной эпидемии.
Некоторые исследователи, считают, правда, что причиной ухода было то, ассирийцы ограничились взиманием контрибуции и сами сняли осаду, удовольствовавшись полученным. Нам это объяснение кажется ошибочным.
В то время Ассирия достигла пика своей мощи, соперников у нее не было, а союзник Иудеи — Египет был разгромлен Ассирией. Достаточно взглянуть на карту, на которой Иудея находится одна-одинешенька в сплошном массиве ассирийских владений. Все же другие государства, существовавшие до того, лишь благодаря соперничеству между великими державами, в это время были завоеваны.
Не видим никаких побудительных мотивов у ассирийцев, чтобы не присоединить Иудею и удовольствоваться выкупом. Спасти Иудею могло лишь экстраординарное событие, коим могла быть описанная эпидемия.
Мы не можем поручиться за точность цифр погибших, недостаток сведений не позволил исследователям определить точный диагноз, но логика событий приводит к единственному выводу: Иудея осталась незавоеванной лишь благодаря какой-то эпидемии.
Все же, в 586 году до нашей эры Иудея была завоевана, на этот раз Вавилоном, и жители ее, как и жители Израиля были переселены в Вавилонию. Но на этот раз плен оказался недолгим.
В 539 году до нашей эры персидский царь Кир Великий завоевал Вавилонию и позволил евреям возвратиться на родину. Благодаря этому, иудеи смогли сберечь свою национальную и религиозную идентичность.
Многие исследователи отмечают, что некоторые эпидемии существенно изменили историю человечества и в последующих материалах мы обязательно об этом упомянем.
Но нам кажется, что именно эта эпидемия наиболее кардинально изменила судьбу мира. Представьте на секунду параллельную реальность, в которой бы не было этой эпидемии.
Ассирийцы взяли бы Иерусалим и вывезли бы всех иудеев, которые бы в этом случае были бы ассимилированы, как и жители Израиля. Перестал бы существовать единственный народ, носитель монотеистического учения, не возникло бы христианство – ведь Христос жил все-таки в Палестине, в иудейских реалиях, да и вообще христианство без иудейской подосновы невозможно.
Наша цивилизация была бы совершенно другой, ведь по большому счету – европейская цивилизация основана на христианстве и вся проникнута христианским духом и даже будучи секуляризованной, не перестала быть христианской.
Именно поэтому, мы включили рассказ о библейских эпидемиях в этот цикл, несмотря на то, что сведения, сообщаемые в Библии об эпидемиях крайне скупы, фрагментарны и, часто легендарны.
Итак, рассказ о массовых заболеваниях, упомянутых в Библии, завершен. Если рассказ был интересным и полезным, следите за нашим сайтом и читайте Библию!