В течение первого столетия, когда римляне правили всем известным миром, в восточной части империи зародилось массовые контур-культурное движение. Оно началось среди еврейского народа, который на протяжении веков был рассеян по разным странам.
Но независимо от того, где они жили и на каком языке говорили, эти люди сохраняли свою принадлежность к роду Авраамову и были посвящены единому истинному Богу.
Каждый год они приходили в Иерусалим на священные праздники. Как раз во время одного из них, в день пятидесятницы, паломники встретили группу евреев, которые каким то чудным образом могли говорить на родном наречии каждого из них.
Они рассказывали истории о человеке по имени Иисус, которого распяли римляне, а также утверждали что Он воскрес из мертвых и вознесся, как истинный царь Израиля и всего мира. Так вот этот Иисус теперь призывает людей принять Его перевернутую систему ценностей и жить под Его правлением называемым “Царством Божьим”.
В итоге, тысячи евреев решили остаться в Иерусалиме и примкнуть к этому движению. Оно выросло в размерах и влиянии и приобрело популярность среди людей, но не среди старейшин Иерусалимского храма.
Они рассматривали всё это как опасную религиозную секту, и даже приговорили к смерти одного из её лидеров по имени Стефан.
Иерусалим больше не был безопасным местом и поэтому большинство последователей бежали оттуда в прилегающую местность, называемую Иудея. Вы можете подумать что это конец истории, но вообще-то именно благодаря таким трагическим событиям движение и смогло распространиться за пределы Иерусалима. Как раз с этого момента и начинается вторая часть книги Деяний.
Движение по Иудеи
Рассеявшись ученики попадают в несвойственные им места, например в Самарию, где жили их древние враги. Лука показывает нам как на весть об Иисусе откликаются самые неожиданные люди.
Например, волхв из Самарии, которому пришлось освоить, что суть следования за Христом не в обретении власти, а готовности отказаться от неё и служить другим. Также здесь есть история об эфиопском вельможи, которому Филипп объяснил прочитанное в свитке пророка Исайи.
Иисус распространяет свое движение далее по Иудее и Самарии, как Он это и предсказывал. Но в Иерусалиме мы по-прежнему видим Савла из Тарса.
Он является частью религиозной элиты, которая выступает против нового учения и поэтому выискивает и арестовывает последователей Иисуса везде где только может.
Это жестокий человек. Но посмотрите на происходящее его глазами.
В прошлом, Израиль не раз обращался к другим Богам и лжепророкам, что приводило их к бедствиям. Поэтому Савл верит что защищает Божью честь и свой народ, избавляясь от инакомыслящих. И так он слышит, что это движение распространилось на север до Дамаска и направляется туда, чтобы найти и арестовать ещё больше Его последователей.
Но по дороге туда Савл внезапно встречается с самим воскресшим Иисусом. Сначала Иисус спрашивает Савла почему он гонит Его. А затем даёт ему поручение идти и свидетельствовать о нём как в Израиле, так и в других народах.
Савл потрясен и ошарашен. Он таки оказывается в Дамаске, но теперь провозглашает здесь благую весть об Иисусе, на которого недавно гнал. Такого поворота никто не ожидал. Как и того, что произошло дальше.
Римский сотник Корнилий
В портовом городе Кесарии жил римский сотник по имени Корнилий. Он представлял собой всё что ненавидели евреи, говоря о римской оккупации. И вот к нему является ангел и велит позвать к себе человека по имени Пётр. А тот приходит и видит, что в доме Корнилия собрались его друзья и семья.
Еврей никогда бы не вошёл в дом язычника, так как избегал ритуальной нечистоты. Так что же собирается делать Петр?
Прямо перед этим у него было видение. Бог показал ему разных зверей, которых нельзя было есть людям из его народа. Затем сказал:
“Заколи это и ешь”.
Это повергло Петра в шок. Он говорит:
“Я никогда не ел ничего нечистого”.
Но Бог отвечает ему:
“Не называй нечистым то, что Я очистил”.
И на этом все видение закончилось. Теперь Петру нужно поменять свой рацион?
Нет, он израильтянин, который всю жизнь соблюдал традиционные законы о еде. Но это видение подготовило его к тому моменту, когда он оказался среди нечистых язычников.
Он вдруг начинает понимать, что Бог принимает и этих людей, как часть авраамова рода. Поэтому Петр решает остаться и рассказать им об Иисусе. Далее Святой Дух является здесь так же, как в день пятидесятницы, но теперь делает это для римского сотника и его языческой семьи.
Движение распространяется всё дальше. Так что вернувшись в Иерусалим, Пётр рассказывает о том, что произошло другим апостолам. Затем они получают новости о том, что ещё больше язычников обращаются и следует за Иисусом на севере, в большом торговом городе называемом Антиохии.
Поэтому, чтобы все разведать они посылают туда человека по имени Варнава. Придя в Антиохию он обнаруживает, что движение Иисуса живет и процветает, а также узнаёт что оно состоит из людей со всего мира. Поэтому Варнава призывает Савла прийти и потрудиться в Антиохии на протяжении года.
Они вместе обучают людей, живут среди них и видят как движение продолжает расти. Церковь в Антиохии была первой международной общиной Иисуса.
Именно там ученики Иисуса первый раз стали называться христианами, то есть принадлежащими Христу.
Таким образом, последователи Иисуса превратились из группы мессианских евреев находящихся в Иерусалиме, в многонациональное движение, распространяющиеся по всему миру. При этом их вера оставалась такой же. Она основывалась на благой вести о распятом Иисусе, который является царем всех народов.
Но эта весть и новый образ жизни казались непонятными и даже угрожающими для обычных римских граждан, живущих с ними по соседству. Так что дальше мы посмотрим куда приведет этот конфликт в то время, как движение продолжит расти до мировых масштабов или как сказал Иисус:
“До самого края земли”.